Башкирия — единственное место в Европе, где сохранилось бортевое пчеловодство

Пчеловодство в Башкирии является одной из значимых отраслей народного хозяйства. Башкирия по праву может называться столицей пчеловодства и добычи меда. Статистика показывает, что на текущий момент эта республика — лидер среди всех регионов России по производству нектара. С 1998 года по всей стране количество пчелосемейств сокращалось, а в Башкирии регистрировался ежегодный пятипроцентный прирост. Такое благоприятное течение пчеловодческого промысла обеспечил и накопленный веками опыт, и то, что он буквально передавался из поколения в поколение, то есть интерес к этой отрасли не был утрачен с годами.


Пчеловодство в Башкирии является одной из значимых отраслей народного хозяйства

Развитие пчеловодства в Башкирии

По приблизительным данным башкирские пасеки насчитывают более 250 000 пчелиных семейств. Сначала, как и во многих регионах России, преимущественно развивался бортевой вид добычи меда, а затем были освоены рамочный и колодный методы пчеловедения.

Пчеловоды Башкирии обладают бесценным опытом и знаниями в области ведения такого хозяйства и с завидным успехом приумножают его с годами. В большинстве своем башкирские пасеки — это частные владения. Но здесь можно найти и научные, и государственные пчелофермы, где выводятся новые породы пчел.

В 1998 году был основан научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии. Это государственное предприятие имеет право использовать свою собственную марку «башкирский мед».

В учреждении:

  • планируется разработка убыстренного способа размножения семей пчел и здоровых маток;
  • создана одна из крупнейших баз апитерапии;
  • применяется комплексный метод народной и традиционной медицины, осуществляемый структурным подразделением РЦН и апитерапии.

Косметическая и лечебная продукция этого учреждения заслужила диплом на 21-й международной выставке «Безопасная и экологически чистая продукция». В перечень входят пены для ванн, гели для душа, разные кремы, моющие средства для посуды и многое другое. В то же время в продаже можно увидеть самый разнообразный мед и адсорбированное маточное молочко. Деятельность центра в основном направлена на расширение и сохранение ареала распространения выведенной в Башкирии породы, также организуются покупки меда у пчеловодов, переработка сырья в конечный продукт, ведется разработка лекарств на базе пчеловодческой продукции и лечебных трав.

Массовая гибель пчел в Башкирии: позиции властей и пасечников

​​

Весна и лето для пчеловодов в Башкирии за последние годы стали временем больших стрессов. В этот период у них самая жаркая рабочая пора — уход за пасеками и сбор меда. Однако с 2022 года в регионе наблюдается тревожная тенденция массовой гибели пчел. Это несет с собой катастрофические последствия — от денежного ущерба до краха бизнеса.

НАШЕСТВИЕ ШЕЛКОПРЯДА

Ситуация в 2022 году усугубилась нашествием непарного шелкопряда. На данный момент в пяти районах Башкирии, а именно в Баймакском, Зилаирском, Зианчуринском, Кугарчинском, Хайбуллинском муниципалитетах, действует режим ЧС из-за вредителя. На их территории проводится обработка лесов химикатами, в составе которых и опасные для пчел пестициды.

В практически безвыходную ситуацию попали пасечники Кугарчинского района. Так, Эльдар Хабибуллин из села Максютово забил тревогу еще 29 мая. Тогда он заметил первых погибших пчел. Мужчина еще в начале года решил на время обработки сельскохозяйственных полей оставить пасеку у себя во дворе, планируя вывезти ее только летом. Однако предусмотрительность ему не помогла — пчелы все равно погибли.

Эльдар отметил, что за пару дней лес, который находится в 10 километрах от деревни, обрабатывали от непарного шелкопряда. В Минлесхозе телеканалу UTV сообщили, что в Кугарчинском районе обработка проводится с 23 мая. О начале работ сельчан предупредили через районную газету, а при входе в массивы установлены информационные стенды. В период обработки местным жителям практически запрещены походы в лес — нельзя пасти скот и собирать травы.

«В настоящее время обработка очагов вредных организмов осуществляется наземным и авиационным способом, с помощью биологических и химических препаратов», — заявили в ведомстве.


Фото: соцсети Эльдара Хабибуллина
ХИМИКАТЫ МОГУТ БЫТЬ ОТРАВЛЕНЫ?

Фермерские поля вблизи Максютово также подвергались обработке специальными веществами. В Министерстве сельского хозяйства отметили, что препараты, которые были использованы, не могут нанести серьезный вред для пчел, в отличие от инсектицидов.

«Поля сейчас обрабатывают препаратами от сорняков, а не от насекомых. Они глобального вреда не могут нанести [пчелам], если только на них не опрыскивать. А именно от насекомых препараты — если ветер дунет от места, где самолетом обрабатывали, это уже более губительно для пчел. Это экспертное мнение, подтвержденное специалистами, в том числе московскими», — заявили в пресс-службе ведомства.

Отмечается, что сейчас на месте работает комиссия, в состав которой вошли ученые, эксперты министерства и управления ветеринарии. Пробы пчел уже направлены в две лаборатории, где установят от чего они погибли. Пока рабочими считаются две причины мора — болезнь и отравление.

«ПОМОЧЬ МОЖЕТ ТОЛЬКО СОВМЕСТНАЯ РАБОТА»

Кроме того, в министерстве признали, что тенденция гибели пчел прежде всего связана со слабым взаимодействием между аграриями и пасечниками. Зачастую сельчане не предупреждены об обработках, и, как следствие, беззащитны перед мором насекомых. Единственный способ, считают в Минсельхозе, наладить постоянное общение между двумя сферами — пчеловодами и фермерами. В последующие годы, по прогнозам экспертов, пчелиный мор вовсе должен прекратиться.

«Мы признаем, что сейчас надо работать вместе и пчеловодам, и фермерам, постоянно держать связь. Специалисты организуют взаимодействие — созданы чаты и дают объявления перед обработкой. Делается все, чтобы информационная работа проводилась постоянно. Потому что сейчас наступает пора обработки полей инсектицидами. Решить проблему мы можем, только улучшая взаимодействие между аграриями и пасечниками, потому что запретить выращивать хлеб в таких количествах, которые нам потребно, мы не можем, так как речь идет о продовольственной безопасности. В то же время башкирский мед наш бренд. Только общение и совместная работа может помочь», — отметили в ведомстве.

Пчеловод из Кугарчинского района Эльдар Хабибуллин отметил, что он не единственный пострадавший, который в одночасье лишился пасеки. По его словам, к нему обращаются коллеги с деревень муниципалитета и даже с других районов.

«Уже поступает информация от других пчеловодов о гибели пчел по всему Кугарчинскому району. Завтра уже будет насчитываться несколько тысяч отравленных пчелосемей в районе», — сообщил сельчанин.

Прокуратура Башкирии начала проверку по факту гибели пчел. А сами пострадавшие также намерены обратиться в лаборатории, чтобы получить независимое мнение о причинах мора ульев.


Фото: vk.com/borismelkoedov

ЭВАКУАЦИЯ УЛЬЕВ РАДИ СПАСЕНИЯ

Практически аналогичная обстановка стоит и в соседнем Зилаирском районе. Глава муниципалитета Борис Мелкоедов призвал пчеловодов перевезти пасеки из лесов района. На своей странице в соцсетях он предупредил об обработке. Работы продолжатся в течение недели, что по себе означает риск гибели пчел. По его мнению, эвакуация ульев — единственный способ избежать мора.

«Консультация со специалистами и печальный опыт позволяют сделать вывод, что единственным и эффективным способом сохранения пчел является перевозка в места, удаленные от обработки. Для Зилаирского лесничества предлагаются участки в районе сел Ямансаз, Матраево, Салимово, Сидоровка, и для Кананикольского лесничества — Ивано-Кувалат, Русский Бердяш», — сообщил глава администрации.

По данным Минлесхоза, нашествие непарного шелкопряда в регионе наблюдается на территории 476 тысяч гектаров — вредители захватили леса. Особую любовь насекомые проявляют к березам, липам, дубу и лиственным деревьям. Обрабатывать башкирские леса будут до 10 июня и с земли, и с воздуха. Такие меры должны погасить очаги распространения вредителя. В самом Минлесхозе заявили, что вспышка размножения вредителей — цикличное явление. В последующие годы нашествие должно пойти на спад.

« Борьба также будет, средства уже выделены. Да, личинки объедают листья, но деревья потом восстанавливаются», — пояснили в министерстве.

Отметим, об угрозе нашествия насекомого ученые предупреждали еще в 2019 году. Тогда вредители захватили лесные насаждение соседней Оренбургской области.

Башкирские пасеки

Башкирские пасеки не только являются ведущими поставщиками меда и лечебно-профилактической и косметической продукции на основе меда и трав — их товар достоин самых высоких оценок по мнению подавляющего большинства населения нашей страны.

В чем же секрет такого отменного вкуса башкирского меда? Вероятно, благодаря многолетнему опыту ведения пчелиного хозяйства все башкирские пасеки имеют наилучшие условия для выработки меда высокого качества:

  • огромное количество разных медоносов;
  • рабочие пчелы;
  • пасечники, в распоряжении которых богатый опыт работы в данной сфере, секреты которой передавались из поколения в поколение;
  • есть образовательная база высокого уровня, любой башкирский пчеловод может выучиться и получить образование в техникуме или институте;
  • множество предприятий на территории Башкирии, специально изготавливающих инвентарь для пчеловодства;
  • самая благоприятная законодательная база для развития подобной деятельности.

Башкирия по праву может называться столицей пчеловодства и добычи меда

Но самое главное и стартовое преимущество для развития пчеловодства — природное. Именно наличие богатой растительности, липовых лесов стало предпосылкой к тому, что бортничество в Башкирии прижилось. Пчеловодство стало развиваться гигантскими темпами, снабжая всю страну вкуснейшим натуральным медом и лекарственными средствами. Поля тут богаты подсолнечником, гречихой. В степях произрастают:

  • клевер;
  • донник;
  • горчица;
  • люцерна;
  • рапс;
  • многообразные бобовые культуры и другие травы.

Какой башкирский мед самый лучший

Существует несколько видов башкирского меда, и сказать, какой из них лучше, невозможно, так как каждая разновидность имеет свой уникальный вкус и полезные свойства.

К основным видам меда, производимого в Башкирии, относятся:

  • Липовый. Этот сорт относится к элитным, его характеризует мелкозернистая консистенция и тонкий нежный аромат цветков липы. Свежеоткачанный мед бесцветный, по мере кристаллизации становится белым с золотистым оттенком. В его составе содержится до 37 % глюкозы и 40 % фруктозы.
  • Степной. Этот мед считается полифлерным, так как собирается с разных растений в период их цветения. Полезными свойствами продукт обладает благодаря лекарственным травам, нектар с которых собирают насекомые. Его цвет варьируется от белесого до золотисто-янтарного. В составе степного сорта содержится большое количество микроэлементов и аминокислот, благодаря чему он стимулирует все физиологические процессы в организме человека.
  • Сборно-цветочный. Этот сорт меда пчелы собирают, начиная с ранней весны и заканчивая первой половиной осени. За неповторимый букет аромата отвечают десятки видов горных, лесных и луговых растений. Цветовая палитра продукта разнообразна — от практически белого до темно-коричневого. Этот сорт отличают высокие питательные и лечебные свойства.
  • Гречишный. Собирается нектар с цветущей гречихи, мед имеет остропряный вкус и небольшую горчинку. Цвет сорта колеблется от темно-желтого до красноватого и темно-коричневого.

Как развивается бортничество

Бортничество — это самая начальная форма пчеловодства, суть которой состоит в содержании пчел в дуплах деревьев и получении от них меда. В Башкортостане до сих пор сохранился уголок, где мед добывается этим старинным способом. Само слово «борть» означает улей, сделанный в виде дупла или выдолбленного чурбана. Для того чтобы сохранить и показать людям эту уникальную старейшую форму пчеловодства, и был создан заповедник Шульган-Таш. Посетив его, можно не только узнать технологию метода и посмотреть на ульи, пчел и их кропотливую работу, но и познакомиться с историей развития этой отрасли в Башкортостане. Еще в XVIII-XIX веках о великом таланте башкирского народа в промысле и обработке меда писал небезызвестный географ и чиновник Петр Рычков: он отметил, что во всем мире вряд ли найдется еще народ, который бы подарил стране такой вкусный мед.

Бортничество — это самая начальная форма пчеловодства, суть которой состоит в содержании пчел в дуплах деревьев и получении от них меда

В древности почти у каждой башкирской семьи было минимум по одному улью. Чтобы не путать их, они помечали каждое дупло посредством специального знака, который называли «тамга». Ценность борти в те незапамятные времена была огромна, их ценность можно сравнить со стоимостью целого добротного жилого дома. Когда приходило время отдавать оброк, отдельно обозначали стоимость каждой борти, каждой жилой пчелы, каждое дерево, каждое тамженое дерево, «снятую вершину», за самосатку и «где сидела пчела». Дельное дерево — это и есть борть, жилая пчела — это борть с пчелами, «где сидела пчела» — борть, где ранее были пчелы.

Снятая вершина и тамженое дерево обозначали дерево, которое было уже подготовлено к тому, чтобы в нем в ближайшее время сделали борть.

Идеальные условия для развития бортевого меда — это бескрайние просторы липовых лесов в сочетании с высокоствольными соснами. Такие районы до сих пор существуют в Бурзянском районе. К тому же в Башкирии была сохранена популяция дикой медоносной пчелы под названием Кыр Корто, которая была занесена в Красную книгу. Возникла эта популяция благодаря климатическим условиям на Южном Урале.

Бортевое пчеловодство в Башкортостане

Истоки бортничества башкир

Первое письменное упоминание о башкирах, проживающих между Волгой и Уралом, относится к 922 г. нашей эры. Это — «Книга Ахмеда ибн-Фадлана о его путешествии на Волгу в 921-922 годах». В книге описаны верования, обычаи, нравы и, в частности, отмечено о промысле меда. «В их лесах много меда в жилищах пчел, которые они знают и отправляются к ним для сбора этого меда».

Народное башкирское предание «Бошман-кыпсак-батыр» рассказывает: «Однажды со стороны Алтая пришла страшная черная рать. Неожиданно появившаяся эта сила распространилась по бескрайним степям, опустошила земли тамъянцев, кыпсаков, катайцев, бурзян, телявлинцев, юрматынцев. Кыпсаки, катайцы и бурзяне пытались дать врагу отпор, но не смогли устоять перед его бесчисленной ратью, вынуждены были скрыться в лесах и горах».

Теснимые монгольским нашествием, башкирские племена уходили на север и северо-восток. Дремучие леса и скалистые горы защитили их от опустошающих набегов захватчиков. Но природа не располагала здесь к кочевому скотоводству, столь милому сердцу степных пастухов. Зимой ложились глубокие снега, скот вымирал от голода. Если раньше башкиры на зиму уходили далеко на юг, к Аральскому морю, то теперь они оказались лишенными этой возможности. Орды завоевателей заняли степь. Башкирские племена оседали в лесах.

Кочевое скотоводство здесь оказалось затрудненным. Башкиры из степняков-кочевников превратились в лесных людей. Образ жизни их изменился: охота и бортничество стали их основными занятиями.

Где и как они научились этому? Древние башкиры – это преимущественно тюркские племена центральноазиатского происхождения. Их «прародина» – Алтай, Южная Сибирь, Монголия, север средней Азии. Башкиры были степными кочевниками-скотоводами. Сейчас уже достоверно известно, что ни во всей Сибири, ни в Туркестане, ни в Монголии медоносных пчел в природе не было. Лишь в XVIII веке в сказочно богатую медоносной растительностью Сибирь, на Южный Алтай, пчелы были завезены из Башкирии в колодных ульях. Народы Горного Алтая, родственные башкирам, не занимались бортничеством. Пчеловодство они начали развивать сразу с колодных ульев.

До прихода в уральские леса башкиры не занимались бортничеством. Этот лесной промысел на Урале издавна был распространен среди местных финно-угорских народов. Инструменты бортничества, практически одинаковые у башкир и древних племен бахмутинской культуры, говорят о том, что бортничество башкир восходит к бахмутницам.

Всякая война порождает беженцев. Вместе со своими стадами от монгольских завоевателей уходили на север и северо-восток башкирские племена. К ним присоединялись и местные оседлые народы, стронутые с мест, наводимым захватчиками. Будучи финно-угорами по происхождению, они давно уже породнились с башкирами, понимали их язык.

Ордынское иго в Башкирии длилось более 300 лет, гораздо дольше, чем на Руси. Эти столетия были не только временем угнетения и хищнического разорения Башкирии, но и временем борьбы и дальнейшего формирования нации.

Башкирское предание «Акман-Токман» рассказывает: «Спустя некоторое время хан послал к башкирам своих нукеров. Они вынуждены были покориться хану. Земля и воды были распределены между родами. Каждому роду предназначалась своя тамга, оран (клич), дерево, птица. Наш катайский род получил тамгу – багу, клич – Салауат, дерево – сосну». После получения земель и тамги башкиры должны были платить хану ясак.

Вначале все это казалось не очень обременительным. Бортью полны были леса и горы. Меду, помимо ясака, и для самих оставалось. Леса и горы были полны дичью, пушнина поставлялась вовремя. Но однажды от хана пришел новый указ. Молодые мужчины и парни со своим конем, снаряжением призывались в ханское войско. Стали угонять косяками коней, скот. Невмоготу стало башкирам, и они поднялись против хана».

Когда Золотая Орда распалась и разделилась на несколько ханств, башкиры оказались во власти Казанского, Ногайского и сибирского ханов. Покорение Казани Иваном Грозным и падение Казанского ханства произвело на башкир, томившихся под ногайским и сибирским ханами, огромное впечатление. Они с надеждой смотрели на русский народ, ставшей решающей силой в борьбе с татаро-монгольскими завоевателями. Разные башкирские племена в разное время снаряжали свои посольства к русскому царю с просьбой принять их в свое подданство.

Во время присоединения Башкирии к России бурзяне жили на берегах Белой. В XIV-начале XV века они, продвигаясь вверх по Нугушу и Белой, расселились в горно-лесной полосе. Тогда же на самой кромке уральской тайги были заложены бурзянские аулы. Вот это время, когда бурзянцы пришли к южной излучине Белой и часть их осела, можно считать зарождением бурзянского бортничества.

На этот счет в бурзянском ауле Максютово есть одна притча: «В давние времена в ауле было три бая. Два из них имели много бортей и продавали мед. Скота держали не очень много, только для своих нужд. Третьего бая называли глупым баем. Он имел много скота и мало бортей. В засушливые, голодные на корма годы скот его вымирал, и он терпел убытки. Пчелы же в такие годы давали особенно много меда».

Борти упоминаются почти в каждом документе. Бортевые деревья у башкир были чем-то вроде недвижимого имущества при всех сделках.

Исторические материалы о бортничестве

В Башкирии даже в XVIII в. порча бортевых деревьев или их захват карались штрафами, указанными в «Уложении». При отдаче в оброк своей вотчины башкиры оговаривали стоимость бортей отдельно: «…за каждое ево дерево дельное по 10-ти коп., а за жилую пчелу по рублю по 50 коп., а где пчела сидела по рублю, а за снятую вершину и тамженое дерево по 5-ти коп., а за самосатку по 6-ти руб.». «Дельное дерево» – это новая борть, «жилая пчела» – борть с пчелами, «где пчела сидела» – борть, ранее заселявшая пчелами, «снятая вершина и тамженое дерево» – дерево, подготовленное к деланию борти.

При Петре I бортничество и пчеловодство в целом пришло в упадок. Его лесоустроительные дела привели к изгнанию бортников из леса. Он не только ограничил рубку лесов, но и запретил делать борти в этих лесах.

Отчасти способствовало этому и появление кабаков в России: медовуха вытеснялась водкой.

Несколько лучше обстояло дело с бортничеством в Башкирии. В 1719 году уфимский воевода Иван Бахметьев обратился с донесением о том, что башкиры и другие инородцы жалуются, что без дуба, ильма и сосны они обойтись не могут. Дуб и сосна идут на борти, а ясак они платят из доходов пчеловодства. Доводы были, видимо, убедительны. В том же году было разрешено жителям Уфимской провинции, а также Сибирской и Астраханской губерний свободно рубить леса, за исключением мест, в которых заготавливаются лес на корабельное строительство. Это разрешение не только спасло башкирскую липу от полного уничтожения, но и остановило изгнание бортничества из наших лесов, начавшееся было при Петре I.

Во второй половине XVIII в. бортничество в Башкирии достигло своего расцвета. Оно было распространено повсеместно.

В это время появились и первые письменные работы о пчеловодстве в России, и касались они именно Башкирии. Это — статьи оренбургского дворянина, впоследствии известного историка, первого члена-корреспондента Академии наук Петра Ивановича Рычкова. Он опубликовалих в 1767-1769 годах в «Трудах Вольного экономического общества». Свои работы Рычков снабдил интересными рисунками.

Кроме П.И. Рычкова по Башкирскому краю прошли разными путями экспедиции Лепехина, Палласа и Фалька. Все эти путешественники собрали богатый природно-этнографический материал. Лепехин написал и издал свои труды на русском языке. Его книги трудно переоценить. Описания башкирского народа, природы нашего края, данные Лепехиным, отличаются достоверностью и подробностью. Из его работ получены, например, такие сведения, что среди башкир много семейств имели по пятисот, а некоторые по тысяче бортей, от которых получали медом и воском значительный доход. Бедняки-башкиры нанимались к богатым. Один человек справлялся с двумястами бортей. Большая часть башкир не нанимала себе работников, трудились всей семьей, не исключая глубоких старцев.

Благодаря иллюстрациям статей П.И. Рычкова можно воссоздать бортный промысел башкир в XVIII веке.

Башкиры, выламываемый ими из бортей мед и воск по большей части продавали, не перечищая. За медом к ним из разных городов и уездов приезжали скупщики. Но некоторые, имеющие большое количество бортей, перечищали мед и сами возили его на ярмарки в города. Очистку делали следующим образом. Выломанный из бортей мед клали в котлы и ставили в теплое место. Воск в разгоряченном меду всплывал наверх. Его снимали, а чистый мед выливали в липовые кадушки – батманы. Но лучшим медом считался тот, который сам собою, устоявшись, поднимает вощину кверху. Даже более двухсот лет назад хорошо понимали, что тепловая обработка меда с целью придания ему товарного вида снижает его качество.

Снятый воск отжимали и перетапливали. Сами башкиры в воске никакой потребности не имели. Он шел исключительно на продажу. Мед же они оставляли для собственных нужд в достаточном количестве. Употребляли его как в натуральном виде, так и на напиток для себя и для своих гостей.

Безусловно, этот напиток не имеет ничего общего с медовой брагой – медовухой, с которой началось пьянство. Он делался весьма особым образом. Как способ приготовления, так и употребление его имеет большое сходство с кумысом. Так же необходима закваска («баш»), в которую наливают свежий продукт, так же он киснет, так же пьют его через несколько часов. Напиток аналогично кумысу дает очень легкий пьянящий эффект, который быстро проходит без всякого похмелья. Он остался забытым, хотя издавна башкиры считали его полезным для здоровья, говорили, что под этим напитком «укрепляется их натура».

Ежегодно делалось в лесах множество бортей, а они служили веками. Как указывал П.И.Рычков, были семейства, владеющие тысячами бортей, но лишь малая доля их давала доход, заселялась пчелами. Отсюда вполне понятно появление у башкир приемов, способствующих заманиванию вольных роев в свои борти. Техника бортевого промысла совершенствовалась.

Были самые счастливые борти, на протяжении многих лет хорошо заселявшиеся пчелами. Каждая такая борть была, как правило, овеяна легендой, нашедшей свое отражение в названии.

В горно-лесной зоне, в лесах среднего течения Караидели и верховьев Агидели роебойная система бортничества сохранялась еще около 200 лет, просуществовав вплоть до пятидесятых годов XX века.

Бортный промысел совершенствовался со временем. Роебойная система во второй половине XVIII в. стала слишком расточительной. Богатые дикими роями пчел башкирские леса безжалостно вырубались на нужды железоделательных и медеплавильных заводов. Теперь уж бортники, забирая мед, стремились сохранить семью. Видимо, к этому времени следует отнести начало применения башкирами дыма в работе с пчелами, ибо они начали плотно работать с жилыми бортями.

Однако было бы ошибочно считать, что роебойная система во второй половине XVIII века изжила себя повсеместно. От нее отошли в первую очередь западные башкиры, именно их имел в виду П.И. Рычков. В горно-лесной зоне роебойная система бортничества сохранялась еще около 200 лет, просуществовав вплоть до пятидесятых годов XX века.

О БОРТЕВЫХ ЗНАКАХ.

Башкиры издревле наносили знаки (тамга) на вещи, деревья и камни. Они имели определенное традиционное значение, в какой-то степени законное основание. По утверждению ученых-эпиграфистов, эти знаки имели первые черты письменности. По преданиям и историческим сведениям у башкирских племен родовые знаки появились тогда, когда они находились под игом Золотой орды. Чингисхан каждому предводителю племени определил тамгу, оран (клич), дерево и птицу. Эти атрибуты имели значение геральдики современных государств.

Вынужденные покориться хану, башкирские племена получили землю и платили ясак. С тех далеких времен у них тамга стала знаком отличия. Башкирские племена (ырыу, ил) объединяли в свою очередь несколько родов (тюба, аймак). Они же (род) представляли собой совокупность родовых подразделений (ара, аймак, население), состоящей из близкородственных семей по мужской линии потомков. Каждое племя имело свое название, тамгу и племенную территорию, разделенную на родовые вотчины.

По мере усиления родоплеменной знати, в XIII-XV веках, разложение родовых отношений углублялось. Одновременно менялось не только содержание родовых и племенных знаков, но значительным изменениям подвергались и их формы. Дробление племен и родов на новые группы и смешение их с родственными соседями и с пришлыми этническими группами приводило к интеграции различных по своему происхождению атрибутов, в том числе родовых и племенных знаков.

Бортевые деревья башкир считались недвижимым имуществом, имели знак отличия (тамгу) какого-либо рода и упоминались в документах под этим знаком. По мере развала родоплеменного строя башкирские охотники-бортевики в пределах своих охотничьих угодий начали отмечать собственным знаком бортевые деревья, которые становились их собственностью. Владельцы бортей в пределах бывшего своего племени к сохранившемуся общему знаку добавляли свой индивидуальный знак, отличающий их собственные борти от бортей родственников. Родословные знаки, нанесенные владельцем на бортевые деревья, указывали как на право владения бортью, так и на право собственности на землю данного урочища. Без письменного согласия владельца бортей никто не имел право пользоваться бортевыми угодьями. Эта правовая установка была широко распространена в ХVII веке среди местного башкирского населения. Поэтому в каждом отдельном случае право пользоваться бортями на чужой территории оговаривалось особо.

Каждый бортевой знак (тамга) имел свое название. У башкир знаки подразделялись на группы, связанные с бытом и жизнедеятельностью человека, а также изображающие домашних животных, птиц, земноводных и т.д. В частности, есть тамги, изображающие инструменты земледелия: вилы, грабли, серп и др.; предметы, применяемые в быту: ковш, коромысло, чаша, тренога; другие предметы: стремена, подковы, узда, седло и т.п., а также характерные для букв рунической письменности.

Тамгой отмечалось не только бортевое дерево, но и то дерево, в котором предполагалось в будущем изготовить борть. Это дерево в течение десятков лет доходило до кондиции по толщине и высоте. Очень важно было предугадать, будет ли борть удачной. Собирался большой совет бортевиков, решающий, стоит ли в том или ином месте эту борть изготовить. При этом учитывали близость медоносов и чистой воды, толщину дерева, чистоту выделки, возможное направление лета пчел. Огромное значение имела интуиция старых бортевиков при выборе места расположения борти. От этого в большей степени зависело, станет ли данная борть удачной. Очень ценной находкой считались дички, которые тоже метились тамгой. Обычно в нем скапливались многолетние запасы меда, и его там бывало гораздо больше, чем в борти. Находки диких дупел в документах оговаривались отдельно и нередко становились предметом нешуточных споров.

Изготовлением борти каждый бортевик занимался сам. Были и узкие специалисты, которые обрубали вершины предполагаемых бортевых деревьев или долбили борти. Подобная работа оплачивалась очень дорого.

Бортевики могли рассказать «биографию» каждой своей борти, называли их по именам, выделяли самые сладкие, в которые охотно селились рои, и медовые, которые давали меда больше других в течение целого столетия.

На некоторых бортевых деревьях можно наблюдать несколько бортевых знаков различной формы. Это те удачные борти, которые продавались или преподносились в виде дара хозяином по поводу какой-либо знаменательной даты (свадьба, рождение ребенка и т.д.) другому владельцу. Новый хозяин прорубал свою тамгу рядом или выше тамги старого владельца. Борти могли перейти к другому бортевику в случае смерти хозяина. На лесном участке обычно бывали перемешаны борти нескольких владельцев. Каждый хорошо знал свои и никогда не посягал на собственность других. Знак собственности ограждал борть от разорения и присвоения другими, считался неприкосновенным.

Преемственность форм бортевых знаков говорит о том, что это ремесло переходило по наследству от отца к сыну. Если у одного бортевика было несколько сыновей и все они стали заниматься бортничеством, то сыновья должны были иметь свой знак, отличающийся от отцовского каким-либо характерным элементом. Бортевой знак отца переходил по наследству младшему сыну.

Разнообразие бортевых знаков возникает не только из-за присоединения к основному знаку какой-то черточки или линии, а есть какая-то закономерность в изменении тамги и появлении их вариаций. Различные формы знаков могут возникнуть вследствие расположения основного знака в горизонтальном, косом, перевернутом положении или слияния и суммирования их.

Многие бортевые знаки похожи на буквы рунической письменности, а некоторые ничем не отличаются от них. Тамги в виде рунических букв использовались и тюркскими народами Средней Азии, Западной Сибири и Алтая.

Бортевые знаки имели очень большое значение. Обычно их наносили на инструменты бортевика или на любые другие инструменты и утварь. Многие башкиры на документах вместо подписи или печати ставили свой бортевой знак. Такие документы имели юридическую силу.

Ниже приведены знаки бортевиков, которые сохранились на бортевых деревьях заповедника «Шульган-Таш» и на сопредельной территории. Некоторые бортевые знаки восстановлены по результатам опроса. У большей половины приведенных бортевых знаков есть конкретные хозяева, в основном приклонного возраста. Но и молодежь старается сохранить, больше узнать о своих родовых знаках. В результате кризиса в пчеловодстве региона в последние десятилетия сильно возрос интерес к бортевому пчеловодству. Поэтому некоторые бортевики вновь начали отмечать тамгой свои бортевые деревья вне территории заповедника. А в заповеднике каждое бортевое дерево пронумеровано и для каждой борти ведется журнал.

Смотрите также

Бурзянская бортевая пчела

История

Борть на дереве в заповеднике «Шульган-Таш»

Пчеловодство в Башкортостане является древнейшим видом промысла, свидетельством этому является находки Бирского могильника, возраст которого около полторы тысячи лет: среди утвари в нем найдено полное снаряжение бортника.

Пчеловодство в Башкортостане развивалось по нескольким направлениям: дикое, бортевое, перегонное, колодное, рамочное.

Борти (солоҡ) выдалбливали в деревьях (дуб, липа, лиственница, сосна, реже вяз) на высоте 4—12 м. Борти служили до 150 лет. Многие семьи имели более ста бортей. Бортевые деревья переходили по наследству, на них ставилась тамга владельца. Ценность бортевых угодий состояла и в том, что мёд составлял часть ясака.

Ульи в Чекмагушевском районе Республики Башкортостан Цветение ценного медоноса — липыЦветущий синяк в Ишимбайском районе — очень ценный медонос, с 1 гектара пчёлы добывают 300—400 кг мёда

Бортный промысел с роебойной системой при которой пчел закуривали сернистым газом (от густого ядовитого дыма пчелы задыхались и погибали) совершенствовался. Во второй половине XVIII века башкирские бортники, забирая мёд, уже стремились сохранить пчелиную семью.

Впервые башкирское пчеловодство было описано в 1767—1769 годах П. И. Рычковым в статье «О содержании пчел» и в «Трудах Вольного экономического общества» . В описания ученого И. И. Лепехина в 18 веке башкирского народа приводятся сведения, что некоторые башкирские семейства имели от пятисот до тысячи бортей, от которых получали мед и воск. Бедняки-башкиры нанимались к богатым, при этом один человек справлялся с двумястами бортей. Но большая часть башкир не нанимала себе работников, а трудились в пчеловодческом хозяйстве всей семьей, включая глубоких старцев.

В конце XIX века в Башкирии внедряется рамочное пчеловодство и организуются первые пасеки в рамочных ульях.

К началу 50-х годов XX века в Башкирской АССР был завершен перевод пчелиных семей из колод в рамочные ульи. В отдаленных селениях горно-лесной зоны рамочные ульи распространены в на колхозно-совхозных пасеках, на личных пчелы содержатся и в колодных ульях, имеются борти в лесах с бурзянской бортевой аборигенной пчелой. Для подготовки пчеловодов были открыты Ляховская (1892) и Ключеревская (1910) трехгодичные школы пчеловодов.

Основы научного пчеловодства в Башкортостане заложены в 1930 году созданием опытной станции пчеловодства и подготовкой с 1932 года специалистов пчеловодов в Юматовском пчеловодческом техникуме. С 1964 при Башкирском сельскохозяйственном институте была открыта кафедра пчеловодства.

Учёные — пчеловоды Р. Р. Азнабаев, Г. С. Боровик (Иглинский р-н), С. Н. Килинбаев, Р. М. Латыпов (Кугарчинский р-н), И. К. Онищенко (Стерлитамакский р-н) в благоприятные годы получали по 70-100 кг меда с каждой пчелиной семьи.

В 60-е годы XX века в БАССР было 200—220 тыс. пчелиных семей в колхозах и совхозах. Производство меда в РБ с общественных пасек составляло 1,5-2,0 тыс. тонн.

Башкирия — единственное место в Европе, где сохранилось бортевое пчеловодство

Общероссийская общественная организация «Слоу Фуд в России» инициировала проект – ежегодные гастрономические экспедиции «В поисках утраченного». Для нас очень важно сберечь редкие исчезающие национальные продукты, привлечь внимание к забытым вкусам, мы хотим найти местных производителей, рассказать о них, поддержать небольшие производства и придать им наш фирменный слоуфудовский импульс: вкусный честный чистый.

Первая экспедиция состоялась в Чувашию, где мы искали и дегустировали местное пиво, которое чуваши варят дома с незапамятных времен. Вторая гастрономическая экспедиция была посвящена бортничеству, дикому меду, бурзянской бортевой пчеле Башкирии.
Так исторически сложилось, что Надежда Брагина и Ришат Галеев стали одними из ярких сторонников Слоу Фуд на Южном Урале. Надежда была избрана вице-президентом по молодежной политике «Слоу Фуд в России», Ришат стал поставщиком меда на международную космическую станцию, и активным сторонником сохранения бортевого пчеловодства в России. С нашей точки зрения, в Башкирии «сошлись все звезды,» чтобы сохранить уникальный промысел. С одной стороны, сторонники Слоу Фуд, бизнесмены, ученые, бортевики-пчеловоды, кровно заинтересованные в сохранении местной популяции пчел и традиционного образа жизни. С другой, сохранившаяся в чистоте бурзянская аборигенная пчела (link : https://www.fondazioneslowfood.com/en/ark-of-taste-slow-food/bashkir-bee/) (внесена в «Ковчег Вкуса»), ну и собственно бортевой мед, добыча которого составляет всего несколько тонн в год на всю республику.

Наша цель рассказать о бортничестве и попытаться создать охранный проект «Президиа», потому что налицо есть все составляющие международного проекта Slow Food International по охране биоразнообразия, сохранения территории, породы, традиционной технологии производства уникального пищевого продукта.

Экспедиция состоялась в начале августа 2022 года. Время было выбрано не случайно, мы приехали перед самым горячим временем года для бортевиков-пчеловодов. Конец августа-сентябрь – время сбора дикого меда, если бы мы приехали чуть позже, нам бы вряд ли уделили столько внимания. В пчеловодстве упустишь день – потеряешь год. Конечным пунктом нашей экспедиции стал государственный природный биосферный заповедник «Шульган-Таш» (link: https://shulgan-tash.ru/), единственный в мире, который занимается охраной аборигенной бурзянской популяции темной лесной пчелы в условиях естественного обитания. Именно здесь находится племенная пасека, где разводят уникальную пчелу.

Итак, все по порядку.

Бортничество

История бортевого пчеловодства уходит вглубь веков. Впервые фрески на пчеловодческую тематику были обнаружены в Валенсии и Альбесете. Изображения охотников за медом и вьющихся вокруг них пчел найдены в Египте, Индии, Италии, Германии. Сейчас в это трудно поверить, но когда-то бортничеством занимались по всей Европе. Сегодня этот древний вид промысла сохранился в первозданном виде, лишь в Башкирии, где этим ремеслом занимались с середины первого тысячелетия, а возможно и ранее. Башкирские бортевые династии — отдельная тема для большого разговора. От отца к сыну, в течение столетий передавались навыки, инструменты, пчеловодческие «хитрости». Бортнические деревья равносильно недвижимому имуществу, передаются по наследству из поколения в поколение, они обязательно выбираются поблизости к медоносным лугам и чистой воде, рядом никаких вредных производств. Существует и местное табу — никогда «чужой» не должен трогать дерево, где находятся борти. Родовой знак «тамга», которым метили дерево, может содержать в себе отметки нескольких поколений одного рода пчеловодов. Представляете какие чувства испытывают современные бортевики, когда видят на дереве родовую тамгу, сделанную рукой их прадедов?!

Борти выдалбливают в деревьях, имеющих диаметр не менее 60-90 см и высоту 18-25 метров. На одном дереве могут размещаться от одного до четырех бортей. Для того чтобы обезопасить борть от нежелательных гостей (прежде всего медведей), их устраивают на высоте от 4 до 16 метров. Для защиты применяют всевозможные ухищрения: решётки, дверцы… вплоть до колотушек, которые сталкивают любителя полакомиться сладеньким на землю

Бурзянская пчела и сохраняющие ее люди

Бурзянская бортевая пчела (Apis mellifera mellifera) – местная популяция темной лесной (среднерусской) пчелы, обитает в лесах горно-лесной зоны Республики Башкортостан. Занесена в Красную книгу Республики Башкортостан и Челябинской области.

Башкирскую пчелу называют золотом Башкирии. По такой аллегории Бурзянскую пчелу можно смело считать её алмазом. Дело в том, что в лесу могут перезимовать только бурзянские пчелы, прекрасно адаптированные к местным агроклиматическим условиям, морозам и оттепелям, которые к тому же стойко переносят многие болезни.

В 1928-1929 годах профессор МГУ им. М.В. Ломоносова Г.А. Кожевников организовал экспедицию Академии наук СССР в Башкирию и описал ареал обитания бортевой пчелы, который совпал с территорией Бурзянского района Башкирии. Целое поколение исследователей в течение почти столетия изучали поведение «бурзянки», ее биологические особенности, генетику, занимались селекцией, сохраняли эту породу пчел для будущего: Е.М. Петров, Г.И. Чиглинцев, И.В. Шафиков, Х.А. Садыкова, Р.Г. Нугуманов, Ф.Г. Юмагужина, А.Я. Шарипов, М.В. Бакалов и многие другие. Сегодня работы по сохранению «бурзянки» активно поддерживают директор заповедника «Шульган-Таш» Михаил Николаевич Косарев, ученые Башкирии Алексей Николенко, Елена Салтыкова, предприниматель Сергей Мулюков и другие.

Сохранение бурзянской пчелы связано не только с традициями, но и с сохранением биологического бренда Республики. Не будет бурзянской пчелы, не будет бортничества — исчезнет уникальное дело, искусство, если хотите. Кто хотя бы раз видел, как бортевик взбирается на дерево, виртуозно устраивает себе рабочее место, привязывая особую подставку под ноги, неспешно и очень аккуратно добывает бортевой мед, тот согласится с нами. Зрелище завораживающее! Бортничество по многим критериям является искусством — чрезвычайно развитое мастерство, требующее особых навыков. Бортевиками могут быть только тренированные умелые трудолюбивые люди. К слову, с лишним весом, мы не видели ни одного бортевика.

«Бурзянка» особая пчела, которая обладают весьма агрессивным характером. Во время экспедиции мы испытали это на себе. Атаку диких пчел не сравнить ни с чем! Никакого жужжания и предупреждающих полетов вокруг, все делается молниеносно, с размаху жалят любые открытые части тела: руки, ноги, голову. Мы, неподготовленные к таким нападениям, лихо бежали до машин, и только там нашли укрытие. «Бурзянка» не только воинственные, но и преданные пчелы. У них очень сложно произвести замену матки на новую из-за привязанности к старой. При осмотре улья она боится света. Поэтому существует много нюансов при работе с местной пчелой, связанных с особыми инструментами и поведением бортевика.

Бортевой мед

Очевидно, что у такой уникальной дикой пчелы и мед будет особенным. К сожалению, стратегические адаптационные преимущества бурзянской пчелы нивелируются требованиями рынка, где есть спрос на дешевый мед, порой крайне низкого качества, но красиво упакованный и в большом количестве. Обывателю трудно определить качество меда, еще труднее заставить себя переплатить, если рядом стоит банка меда в несколько раз дешевле бортевого.

По самым строгим международным стандартам бортевой мёд бурзянского района Башкирии – экологически чистый продукт. Вид бортевого меда необычен и на первый взгляд может даже озадачить покупателя, привыкшего к прозрачному продукту всех оттенков янтаря цветочному липовому к кремовой текстуре и без примесей. Мед от диких пчел изымается в сотах неправильной формы и без рамок, поэтому отделить мед от других продуктов жизнедеятельности пчелы сложно. Такой мед смешан с пергой и воском, имеет несколько оттенков, преимущественно темного цвета и превосходит другие сорта меда по количеству полезных веществ.

Несомненно, дикие темные лесные пчелы Башкирии — это стратегический древнейший генофонд пчел мира в целом. Доказано, что этот вид башкирской пчелы является предком доисторической темной пчелы. Кстати, существует гипотеза, что пчелы Алтая (признанного медового района России) имеют башкирские корни. Главная трудность при сохранении популяции «бурзянки» заключается в том, что местные темные лесные пчелы скрещиваются с привозными породами. Происходит «размывание» генофонда. Гибриды первого поколения могут выживать, но в дальнейшем происходит деградация пчел, они теряю свою адаптивность.

Работу по сохранению и разведению чистопородной местной пчелы надо начинать незамедлительно. Для того чтобы сохранить бурзянскую бортевую темную среднерусскую породу, вероятно, потребуются воля и усилия местных руководителей, ученых, бортевиков, законодательные решения, генетические исследования, кропотливая селекционная работа, сохранение ареала обитания пчелы и даже расширение границ заповедника. Оградить местную пчелу от скрещивания с другими породами пчел одна из главных задач.

Может ли помочь «бурзянке» и бортевикам Башкирии наша организация? Безусловно: своим опытом, советом, знаниями, возможностями, авторитетом. Очень хочется надеяться, что мировая сеть Terra Madre, проект Presidia пополнится новым объектом сохранения и защиты – бурзянским бортевым медом! Мы сможем сохранить бурзянскую пчелу, сохранить традиции бортничества, сохранить бортевой мед!

В 2022 году в Уфе — столице Башкирии, состоится 47-го конгресс международной федерации пчеловодческих ассоциаций «Апимондия», которая объединяет 118 пчеловодческих союзов из 82 стран мира. Основная задача организации, созданной в 1893 году, содействовать научному, техническому и экономическому развитию пчеловодства во всех странах. Конгрессы «Апимондии» проходят каждые два года.

Уверены, бортевой мед, бурзянская пчела на международном форуме займут достойное место в пчеловодстве мира. Слоу Фуд им в помощь!

Юрий Столповский

Экспедиция организована Общероссийской общественной организацией «Слоу Фуд в России» и ее региональным отделением в Республики Башкирия, Межрегиональной Ассоциацией координации деятельности производителей и переработчиков продукции пчеловодства, ООО ПЦ «Башкирский мёд», в сотрудничестве с заповедником «Шульган-Таш» и Уфимским институтом биологии Российской академии наук.

  • Did you learn something new from this page?
  • yes

Современное состояние

Производство мёда в Республике Башкортостан

На основании результатов исследований, проведенных в ГУ БНИЦ (Государственное бюджетное учреждение Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии), выявлены параметры основных хозяйственно полезных признаков и биологических особенностей башкирских пчёл:

  • масса тела пчёл при выходе из ячеек — 110—115 мг, неплодных маток — 190—195 мг, плодных маток — 210—215 мг, трутней — 235—255 мг;
  • окраска тела пчёл, маток и трутней — тёмно-серая, без элементов желтизны на тергитах; печатка мёда — белая («сухая»);
  • зимне-весенний отход пчелиных семей — не более 3-5 % от числа имевшихся на день осенней ревизии;
  • расход корма на одну улочку зимовавших пчёл — в среднем около 1,0-1,2 кг мёда;
  • яйценоскость маток в период интенсивного весенне-летнего развития пчелиных семей — 2 тыс. яиц в сутки.

К настоящему времени в республике уменьшается количество пасек и объем производимого меда, что связано с экологической обстановкой в республике.

Пчеловоды Башкортостана участвуют на выставках, в пчеловодческих конкурсах пчеловодов республики.

2 июля 1997 года в Башкортостане принят закон о пчеловодстве. В законе описываются вопросы участия государства и граждан в развитии пчеловодства, налогообложения, государственного контроля и охраны пчел, вопросы размещения пасек, учёта численности пчелосемей.

В республике создано Агентство по пчеловодству; межрайонные отделения Агентства с подчиненными им районными торгово-заготовительными пунктами; работают районные инспектора по пчеловодству с ведением торгово-заготовительных пунктов. Установлен единый День пчеловода Республики Башкортостан — второе воскресенье августа.

Башкирская популяция пчёл отличается зимостойкостью, устойчивостью к европейскому гнильцу, нозематозу и падевому токсикозу, а также высокой медопродуктивностью при коротком медосборе (например, с липы). У башкирских пчёл высоко ценимая пчеловодами сухая печатка мёда.

Наименьшей численностью пчел отличаются южные степные башкирские районы Зауралья. Наиболее насыщены пчелами северные, центральные и южные районы Предуралья. Общее количество пчелиных семей в Башкортостане на 2001 г. составило около 255 тыс. (в среднем за 11 лет — 233 тыс.), а средняя медовая продуктивность на одну пчелиную семью равнялась 16 кг.

В настоящее время в республике проводится работа по возрождению бортевого промысла. Так в 2004 году в заповеднике «Шульган-Таш» находилось около 200 бортевых пчелиных семей (в 1927—908 семей).

Пчеловодство Башкирии

Пчеловодство — древнейший промысел коренного населения Башкирии. Первоначально, наверно как и везде, мёд и воск добывали просто-напросто разоряя найденные пчелиные гнёзда, потом занялись бортевым пчеловодством (где-то в XV веке), затем пришло колодное пчеловодство, а потом рамочное, которое развивается и поныне.

По развитию отрасли пчеловодство Башкирии занимает одно из ведущих мест среди субъектов Российской Федерации и входит в состав 7 лучших субъектов по количеству пчелиных семей и производству товарного мёда, так в Башкирии в 2012 году насчитывалось более 309 000 пчелиных семей (в 2005 году насчитывалось 278,1 тыс. пчелиных семей). В России количество пчелиных семей каждый год уменьшается, а в Башкортостане с 1998 года наблюдается ежегодный прирост на 4-10%. Хотя, данные о количестве семей пчёл разнятся: так, по результатам Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года, в республике 315800 пчелосемей.

Наибольшее количество пчелиных семей (400 тысяч) в республике было в 1960-х годах. В настоящее время наблюдается тенденция сокращения количества пчелиных семей и производства мёда на общественных пасеках, но на любительских пасеках численность пчелиных семей и объёмы производства мёда увеличиваются.

В республике имеются необходимые условия для развития пчеловодства:

  • богатая естественная и культурная медоносная растительность;
  • уникальная башкирская популяция медоносных пчёл (так называемая бурзянская пчела, в народе — бурзянка);
  • вековые традиции и высокое мастерство пасечников;
  • образовательные учреждения по подготовке пчеловодов;
  • предприятия по производству пчелоинвентаря и вощины;
  • спрос на башкирский мёд и пчёл башкирской породы на российском и мировом рынках;
  • законодательная база для развития отрасли пчеловодства.

Что из себя представляет эта законодательная база? Так ещё в 1995 году (в первом из субъектов РФ) был принят Закон Республики Башкортостан «О пчеловодстве». В 2005 году была разработаны и приняты концепция «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан до 2010 года» и республиканская целевая программа «Развитие пчеловодства в РБ» на 2006-2010 годы. В декабре 2012 года принята «Концепция развития пчеловодства в РБ до 2022 года», благодаря которой планируется увеличение количества пчелиных семей до 480 000 штук.

В то же время есть факторы сдерживающие эффективное развитие отрасли:

  • недостаточное количество племенных пасек по разведению башкирской популяции медоносных пчёл, а также неудовлетворительное состояние материально-технической базы существующих племенных пасек;
  • размещение пасек без учета особенностей и экологического состояния природных зон республики;
  • рубка лесов без учёта интересов отрасли пчеловодства, недостаточное производство и реализация хозяйствам и населению семян медоносов;
  • отсутствие эффективной системы учёта количества пчелиных семей и объёмов производства продукции пчеловодства в частном секторе;
  • неэффективное использование высококвалифицированных кадров и низкая квалификация пчеловодов + несовершенная система оплаты труда в отрасли пчеловодства;
  • недостаточное количество пчеловодных магазинов в некоторых районах и городах республики + высокие цены на инвентарь и оборудование;
  • бесконтрольный завоз пчелиных маток, семей и пакетов пчёл из южных регионов России и близнего зарубежья, приводящий к метизации башкирской породы медоносных пчёл.

Пагубно влияют на развитие пчеловодства загрязнение окружающей природной среды промышленными отходами и применение в сельском хозяйстве инсектицидов. Промышленные химические отходы, попадая в нектар и пыльцевую обножку, представляют опасность не только для пчёл, но и для человека, употребляющего продукты пчеловодства.

Законодательная база пчеловодства Башкортостана

Что из себя представляет эта законодательная база? Так ещё в 1995 году (в первом из субъектов РФ) был принят Закон Республики Башкортостан «О пчеловодстве». В 2005 году была разработаны и приняты концепция «Развитие пчеловодства в Республике Башкортостан до 2010 года» и республиканская целевая программа «Развитие пчеловодства в РБ» на 2006-2010 годы. В декабре 2012 года принята «Концепция развития пчеловодства в РБ до 2022 года», благодаря которой планируется увеличение количества пчелиных семей до 480 000 штук.

В то же время есть факторы сдерживающие эффективное развитие отрасли:

  • недостаточное количество племенных пасек по разведению башкирской популяции медоносных пчёл, а также неудовлетворительное состояние материально-технической базы существующих племенных пасек;
  • размещение пасек без учета особенностей и экологического состояния природных зон республики;
  • рубка лесов без учёта интересов отрасли пчеловодства, недостаточное производство и реализация хозяйствам и населению семян медоносов;
  • отсутствие эффективной системы учёта количества пчелиных семей и объёмов производства продукции пчеловодства в частном секторе;
  • неэффективное использование высококвалифицированных кадров и низкая квалификация пчеловодов + несовершенная система оплаты труда в отрасли пчеловодства;
  • недостаточное количество пчеловодных магазинов в некоторых районах и городах республики + высокие цены на инвентарь и оборудование;
  • бесконтрольный завоз пчелиных маток, семей и пакетов пчёл из южных регионов России и близнего зарубежья, приводящий к метизации башкирской породы медоносных пчёл.

Пагубно влияют на развитие пчеловодства загрязнение окружающей природной среды промышленными отходами и применение в сельском хозяйстве инсектицидов. Промышленные химические отходы, попадая в нектар и пыльцевую обножку, представляют опасность не только для пчёл, но и для человека, употребляющего продукты пчеловодства.

Первый закон по пчеловодству был принят еще в 1995 году, затем через 10 лет, начала разрабатываться специальная база, в основе которой лежало развитие пчеловодства в этой республике. В 2012 году концепцию приняли, она действительна включительно по 2022 год. На сегодняшний день Закон 2105 года настаивает на увеличении пчелиных семей до 480 тысячи.

Также Закон 2015 обращает внимание на проблемы, не дающие полноценно развиться пчеловодству в Башкирии:

  • Малочисленная популяция медоносных пчел из-за недостатка племенных пасек.
  • Материально-технические проблемы.
  • Бесконтрольное размещение пасек, не учитывающее состояние окружающей среды.
  • Не ведется учет о количестве семей пчел.
  • Практически не используются высококвалифицированные кадры.
  • Недостаток специального пчеловодческого инвентаря.

Закон 2015 года предусматривает содержание, разведение, охрану медоносной пчелы. Контролирует ветеринарно-санитарные нормы.

Медоносы Башкортостана

В Башкортостане находится третья часть всех липовых лесов России. В горно-лесных районах сохранились значительные заросли клёна остролистного и ивы. Многообразие дикорастущих медоносов дополняют большие площади культурных нектароносов. В Башкирии свыше 50 весенних медоносных растений, более 100 видов летних медоносов и около 30 видов позднелетних и осенних. По другим данным медоносов в республике около 300 видов.

В лесостепной и степной зонах на значительных площадях возделывают сельхоз культуры медоносного значения: гречиху посевную и подсолнечник масличный; бобовые многолетние травы: клевер красный, люцерна посевная, эспарцет посевной, донник (жёлтый и белый), козлятник восточный (галега), а также посевы горчицы и рапса ярового. Во многих районах республики определенное значение имеют разные медоносные растения сенокосно-пастбищных угодий.

Потенциальные медовые запасы в республике составляют около 525 500 тонн, из них медоносные пчёлы могут использовать 173 400 тонн, что позволяет продуктивно содержать 1 347 000 пчелиных семей, а это в четыре с половиной раз больше, чем в настоящее время.

Природные условия Башкирии

Республика Башкортостан занимает часть восточной окраины Восточно-Европейской равнины. Западная часть этого субъекта Российской Федерации равнинная, восточная — гористая. Специфика региона заключается в том, что основная его часть территории покрыта лесами, в которых есть значительные площади медоносных растений. Ни в одном районе РФ нет лесных массивов такого масштаба и качества. Это в совокупности с особенными климатическими условиями и богатством растительного мира делают Башкортостан одним из самых благоприятных регионов для развития пчеловодства.

Башкирский мёд

Это пчелиный мёд, собранный с лугов и лесов на территории Башкортостана. Высоко оценённые свойства башкирского мёда определяются природно-климатическими условиями и своеобразной богатой растительностью. Различают следующие виды башкирского мёда: липовый, гречишный, донниковый, эспарцетный, луговой, лесной.

Большую ценность как лечебное средство имеет мёд, собранный с лесных и луговых растений, многие из которых являются природным лекарственным сырьём (нектароносы — душица обыкновенная, пустырник пятилопастный, одуванчик, кровохлёбка лекарственная, шалфей и пыльценосы — шиповник майский, зверобой продырявленный, подорожник и другие).

Широко известны и награды Башкирского мёда, вот некоторые:

  • «удостоен Золотой медали Уфимский мёд на Всемирной парижской ярмарке в 1900 году»
  • «награждён Золотой медалью мёд с липы на первой Международной выставке в Эрфруте (ГДР) в 1961 году»
  • «награждён Серебряной медалью на XX Международном конгрессе Апимондии в г. Бухаресте (Румыния) в 1965 году»
  • «вручена Золотая медаль Башкирскому мёду на XXIII Международном конгрессе в г. Москве в 1971 году»
  • «высшей наградой отмечен Башкирский мёд на Международной выставке «Зелёная неделя» в г. Берлине в 2002 году»

В 2005 году ГУ «Башкирский научно-исследовательский центр по пчеловодству и апитерапии» (ГУ БНИЦПиА) получил свидетельство на право пользования наименованием места происхождения товара «Башкирский мёд», выданное Роспатентом.

А ещё Башкирский мёд входил в ежедневный рацион питания космонавтов орбитальной станции «Мир».

Особенности башкирского мёда

Подлинный башкирский мёд является не только лакомством, но и ценнейшим лекарством, созданным самой природой. Обладая неповторимым ароматом, вкусом и уникальным составом микроэлементов, этот мёд не имеет аналогов в мире. Кроме виноградных и плодовых сахаров, в нём содержатся витамины, аминокислоты, ферменты, гормоны, большое количество минеральных и ароматических веществ. На международных выставках, проходящих в странах Европы и России, башкирский мёд регулярно получает большое количество наград. Он обязательно входит в рацион специалистов Звёздного городка в период предполётной подготовки, а также космонавтов, работающих на орбитальных станциях.

Ценные свойства башкирского мёда определяются особенными климатическими условиями, богатством и своеобразием растительного мира Башкортостана. Специфика региона заключается в том, что большая часть его территории покрыта лесами, включающими в себя обширные площади медоносной растительности. Лесных зон такого качества и масштаба нет нигде больше в нашей стране.

Мёд собирается с деревьев, кустарников, а также лекарственных растений, которые в изобилии произрастают в этих лесах. Помимо обычных видов, таких как ромашка, зверобой, шиповник, валериана, пустырник, шалфей, душица, здесь встречаются такие редкие травы, как чабрец, василистник, полынь шелковистая, тимофеевка степная, горицвет весенний, ковыль волосатик и другие. Состав башкирского мёда исследуется учёными многих стран, но искусственно создать столь целебный состав пока никому не удалось.

Бортничество в Башкирии

Бортевое пчеловодство, или добыча дикого лесного мёда, возникло в этом регионе в глубокой древности и сохранилось до настоящего времени. Бортью называлось старое дерево, в дупле которого поселились дикие пчёлы. Люди добывали мёд, разыскивая дуплистые деревья с пчелиным жильём.

Производство меда — как пчелы делают мед

Позже начали создавать искусственные борти, для чего использовались старые сосны или лиственницы. На высоте приблизительно 12 м от земли устраивали дупло. Человек перемещался вверх по дереву, цепляясь ногами за специально сделанные зарубки и закрепляя собственное тело с помощью кожаного или лыкового ремня.

На нужной высоте устанавливали подставку для ног и начинали выдалбливать дупло, в которое затем прикрепляли несколько лучин, а вход закрывали деревянными рейками. Между ними делалось несколько отверстий, в которые могли залетать дикие пчёлы. Пчёлы находили такие «домики» и охотно обживали их. В середине лета бортники начинали собирать дикий мёд. Борти могли служить более 100 лет и обычно передавались по наследству.

Порода диких пчёл, обитающих в лесах Башкирии, называется бурзянской. Эти пчёлы способны переносить любые морозы. К сожалению, являясь вымирающим видом, они занесены в Красную книгу. Основная их часть находится в особом пчелином заповеднике «Шульган-Таш». Сегодня в республике проводится целый комплекс мероприятий по возрождению бортничества.

О башкирском пчеловодстве от автора

Всё написанное выше — это пересказ о башкирском пчеловодстве из официальных источников (книги, газеты, официальные документы). Что же на самом деле? Какая она — Башкирия пчеловодная?

Какие ульи используют пасечники Башкирии? Это деревянные лежаки, двухкорпусные Даданы (иногда с 1-3 магазинами или с третьим корпусом), многокорпусные улья Рута (с 5 и 6-м корпусами), пенополистирольные улья «Bee-Box» (разной комплектации), однокорпусные Даданы с магазином на рамку Рута. Кто-то изобретает свои системы ульев, кто-то осваивает кассетные павильоны, кто-то использует улья из пенополиуретана.

Сколько пчелиных семей у пчеловодов Башкирии? Вот где настоящий разнобой: от одной до нескольких сотен. Кто-то держит пару-тройку ульев для обеспечения своей семьи мёдом, кто-то 20-30 семей на дачном участке или в деревне у родителей и получает дополнительный доход от продажи мёда. Есть и профи — имеющие пасеки в 100, 200, 300 и более пчелосемей, получающие основной доход от пчёл.

Завоз пчёл южных пород. Вот что есть, то есть. Действительно в Башкирию бесконтрольно завозятся пчелопакеты и матки южных пород — карпаток (как с Мукачевского района Украины и Ставропольского края, так и с Узбекистана). В прессе («Кто остановит летучих интервентов?» — Истоки от 09 июня 2010 года) пишут и о завозах пчёл серой горной кавказкой породы. Причём проблема эта началась лет 15-20 назад — за пчелопакетами для перепродажи ездят сами, их привозят чуть ли не фурами… Удивительного ничего нет: цены на такие пакеты низкие, спрос есть, вот и возят. Для решения проблемы необходимы племенные пасеки и доступные цены, но без помощи государства тут не обойтись: кто будет вкладывать деньги на сохранение «какой-то там пчелы»? Боюсь, когда возьмутся за это дело будет уже поздно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]