Виды саней для лошади и их самостоятельное изготовление

Для всякого фермера рано или поздно становится актуальным вопрос, как сделать сани для лошади. Это животное и сейчас, в век развитых технологий, остается незаменимым для сельской местности.


Для всякого фермера рано или поздно становятся актуальным вопрос, как сделать сани для лошади

Сейчас можно найти массу предложений. Среди зимних повозок — и русские сани, и беговые, и крытые экипажи, и даже всяческие экзотические варианты, напоминающие стародавние крестьянские дровни. Но отдавать круглую сумму за то, что можно создать самому, неразумно.

Для каких целей могут понадобиться сани для лошади?

Сани всегда считались атрибутами настоящей русской зимы. Потерпев изменения, устройство всё так же используется при наличии снега. Сейчас сани можно встретить:

  • при праздновании Нового года;
  • на Масленицу;
  • в роли аттракционов в парках развлечений.

В отдалённых уголках России, где инфраструктура развита плохо, до сих пор можно встретить запряжённых в сани лошадей. Они служат транспортной и грузовой единицей. Не редкость, и когда туристические компании используют сани в своей работе. Разработаны путешествия на санях на небольшие расстояния.

Подводя итог, можно сказать, что сани – это универсальное устройство, которое служит:

  • средством передвижения;
  • объектом развлечений и получения прибыли.

Остальные части и сборка

Когда полозья для саней готовы, можно начинать заниматься остальными деталями саней. Одними из немаловажных частей саней являются стойки. Они должны быть с каждой стороны вашего изделия, иначе под большим грузом сани просядут. Из этого и следует, что чем большая грузоподъемность саней планируется, тем больше должно быть таких стоек. Стойки могут быть сделаны из металлических труб, только более тонких, в другом варианте для облегчения конструкции саней стойки выполняются из дерева.

После этого необходимо сделать поперечные перекладины, которые вместе со стойками создадут основу саней. Надежнее всего будет сварить все части саней, так можно быть уверенным, что сани прослужат долгие годы.

Из труб также необходимо будет сделать «кобылки», а потом приварить их к полозьям по шесть штук с каждой стороны саней. Длина их обычно варьируется от 8 до 10 см. Теперь, когда сани почти готовы, остается прикрепить металлические пластины небольшого размера. На этих пластинах позже будут крепиться оглобли.

Части, не несущие нагрузки надо облегчить, ведь у вас в стойле лошадь, а не мул. Некоторые деревянные части можно заменить на фанеру, вы не заметите разницы, а лошади будет легче.

Виды саней для лошади

Различают несколько видов саней. Классификация производится по нескольким направлениям. По назначению:

По материалу:

  • металлические;
  • деревянные;
  • пластмассовые.

Сейчас при изготовлении саней применяют все перечисленные материалы в комплексе. Так изделие получается надёжнее и дешевле.

Рекомендации

Оптимальным типом самодельных санок для постоянного использования будут являться грузовые модели, и для увеличения рационального использования конструкции такого основания его оснащают перилами и делают закрытый бокс. Остов при этом надежно укрыт от любых неблагоприятных условий. К подбору материалов для саней-самоделок надо тщательно подходить, от них и комплектующих зависит срок эксплуатации вашего изделия.

Необходимо помнить, что сани используются зимой, следовательно, должны быть устойчивыми к низким температурам. Также надо учитывать, что конструкция в ходе эксплуатации подвергается ударам о выступающие корни деревьев или небольшие камни, а значит, обязана иметь ударопрочную поверхность.

Если вы мечтаете создать пассажирскую модель саней, то в приоритете должна быть безопасность, и касается это не только подбора материалов и комплектующих к ним, но и всех сварных узлов и деталей. Так как скорость перевозки на снегоходе может быть значительной, а препятствия быть незаметными, то необходимо оснастить сани дополнительными элементами для надежной перевозки. Сделать сани самостоятельно гораздо дешевле, чем покупать.

Не существует санок, которые были бы идеальными для всех ситуаций, и мы бы посоветовали вам несколько различных моделей, которые будут полезны для разных ситуаций.

При моделировании конструкции необходимо в первую очередь ориентироваться на мощность вашего снегохода, а потом уже на весовые характеристики саней, так как при слабой мощности снегоход может не вывезти тяжелые сани. Полозья лучше всего делать с дополнительной системой жесткости, расстояние от днища саней до самих полозьев должно составлять не менее 10 см. Таким образом, ваша конструкция не будет касаться днищем снега, а широкие полозья позволят спокойно проехать даже по свежевыпавшему рыхлому снегу.

Не забудьте о направляющих для ваших полозьев, ведь они помогают маневрировать при езде. Санки с плоскими полозьями при высокой скорости без направляющих смогут опрокинуться при неудачном повороте. Сани, изготовленные своими руками, при должном подходе к выбору материалов и творческому процессу станут отличным помощником и прослужат не один год.

О том, как сделать сани для снегохода, смотрите в следующем видео.

Сани для снегохода делают из материалов, обладающих повышенной морозоустойчивостью. Устройство должно быть легким и прочным, обладать хорошим скольжением по снегу.

Советы по выбору

Выбирая сани, первое с чем нужно определиться – для каких целей будет использоваться приспособление. Далее обратите внимание на:

  • материал, из которого сани изготовлены;
  • комплектующие;
  • наличие или отсутствие сиденья;
  • конструкцию полозьев.

От этого будет зависеть, сколько повозка будет весить. Лёгкие и хлипкие сани не смогут служить грузовым атрибутом.

При покупке или изготовлении повозки из древесины, отдайте предпочтение дубу, иве, берёзе или черёмухе.

Места, где можно купить сани для лошади

Приобрести готовые сани для лошадей можно в специализированных точках продаж. Фиксированной цены не существует. Всё зависит от особенностей модели (из какого материала изготовлена, вид полозьев и т. д.). Стоимость начинает расти с отметки 5 000 руб. и может доходить до 80 000 руб.

Немного сэкономить можно, если купить сани у фермеров, которые продают повозки, бывшие в эксплуатации.

Приобрести новые повозки можно:

  • у мастеров – готовую модель или по индивидуальному заказу;
  • в интернет-магазинах – здесь самый большой выбор.

Арендовать сани можно в курортных городах, где преобладают горы и красивые пейзажи. Средняя стоимость проката повозки – 20 000 руб., вместе с лошадью.

Цена вопроса

Для моего мотобуксировщика с мотором 6,5 л.с. и 380-й гусеницей покупать большие волокуши не видел надобности. Их назначение заключалось в перевозке водителя и может небольшого груза, не более. Для более массивных грузов будут использоваться самодельные металлические сани-волокуши.

Итак, на местном рынке я нашел подходящий вариант стоимостью всего 1000 рублей. Размеры волокуш — примерно метр на полметра. Никакого усиления, только пластиковое корыто. Цена точно такого же корыта, но с обвязкой, составляла уже около 3 тысяч рублей. Сварить обвязку из стального профиля — дело пары часов, поэтому купил эти пластиковые волокуши без усиления за, как мне кажется, адекватную цену в 1000 руб. Во всяком случае дешевле я нигде не нашел.


Небольшие пластиковые волокуши

Обвязка пластиковых волокуш

Сани-волокуши будут испытывать относительно небольшую нагрузку, поэтому основательно их усиливать не вижу смысла. Это приведет лишь к утяжелению конструкции, что нежелательно. Поэтому было решено лишь провести под днищем полозья из профиля 20×20мм и соединить их между собой спереди и сзади.

Спереди были вварены 2 проушины из этого же профиля, в которые пропущено прицепное устройство. А сзади было приварено кольцо для сцепки с еще одними волокушами.

На дно волокуш была уложена фанера, которая саморезами была прикручена к полозьям. Т.е. днище пластиковых волокуш оказалось зажатым между фанерой и полозьями. Чтобы пластик не треснул, под саморезы были предварительно просверлены отверстия.

Передняя часть полозьев была загнута уже проверенным способом: болгаркой делаются пропилы в половину толщины квадратной трубы, профиль гнется нужным образом, после чего пропилы завариваются.

Конструкция получилась достаточно жесткой, первые испытания прошла успешно. Волокуши в глубоком снегу показали себя гораздо лучше предыдущих металлических.

Вывод

В принципе, делать обвязку и вообще как-то усиливать пластиковые волокуши необязательно. Я спокойно ездил на волокушах без какого-либо усиления. Но, во-первых — это не очень удобно, т.к. днище прогибается под ногами и нет никакой жесткости. Во-вторых — скользко. В-третьих — сложно сзади прицепить еще одни сани-волокуши и, наконец, в-четвертых — срок их службы без усиления заметно меньше.

Подготовка китайского двигателя к зимеПервые доработки самодельной мотособакиСнегоход или мотособака: что лучше?Гусеничный модуль на автоАэросани

Самостоятельное изготовление саней для лошади

Изготовить сани для лошадей можно самостоятельно, но это процесс трудоёмкий и требует определённых навыков. Приступая к работе, первое что нужно сделать, – это приготовить материал, из которого повозка будет производиться, взять инструменты и создать чертёж.

Выбор материалов

Первый этап самостоятельного изготовления саней – выбор материала для полозьев. Есть несколько вариантов:

  • Дерево. Его следует подготовить и произвести обработку.
  • Металл. Материал нужно выковать (лучше воспользоваться услугами профессионала).

После того, как материал выбран и подготовлен, вам понадобятся:

  • трубы из металла;
  • лист фанеры;
  • уголок (можно заменить на металлический профиль);
  • краска или лак;
  • доски;
  • металлические листы;
  • чертёж;
  • инструменты, с которыми сподручнее работать.

Подробная инструкция с чертежами

Перед сборкой нарисуйте сани с лошадью, и сделайте чертёж. Схема составляется на основании размеров повозки. Ширина полозьев имеет прямую зависимость с дорогой, разлёт должен соответствовать колее. Высота саней определяется на основании породы лошади, её размеров и высоты колеи дороги.

Для животного среднего размера берутся следующие показатели:

  • длина – 1,8 м;
  • ширина – 1,25 м;
  • высота – 0,3 м;
  • ширина между полозьями – 0,8 м.

Универсальный чертёж деревянных саней для лошади с металлической полосой на полозьях:

Изготовление можно начинать с полозьев, но умельцы советуют новичкам идти от обратного и сначала сделать сиденье:

  1. Выберите доски.
  2. Приготовьте материал, обработайте чтобы не было заноз.
  3. Вырежьте из досок сиденья оптимального для вас размера.
  4. Сделайте пазы для крепления с полозьями.

Следующий и завершающий этап изготовления саней для лошади – полозья. Это самое сложное в конструировании данного устройства.

Если в качестве материала вы выбрали металл, то возьмите нержавеющую сталь. Полозья должны быть кованными и плоскими. Придать такую форму самостоятельно невозможно, понадобится помощь.

Полозья из дерева выполняются следующим образом:

  1. Сделайте выкройку и перенесите её на дерево.
  2. Вырежьте полозья. В процессе работы используйте лобзик.
  3. Произведите зачистку рёбер вырезанных полозьев. Понадобится шлифованная машинка.

Скрепите полозья между собой:

  1. Прикрепите к полозьям дополнительные планки и закрепите их шипами округлой формы, на которых имеется клей (этап актуален только при изготовлении больших саней).
  2. Возьмите дрель и просверлите глухие дырки по центру круглых поперечин. Также просверлите отверстия в полозьях. Прикрепите поперечины с помощью шипов.
  3. Прикрепите к нижней части полозьев металлический лист (лучше брать алюминий – он легче), используя шурупы.

Далее закрепите полозья и сиденье, используя шипы. В момент крепления между составляющими должно остаться расстояние в 5 миллиметров.

Видео-инструкция по изготовлению саней для лошади:

Популярные материалы

Раньше единственным материалом для изготовления саней было дерево, но сегодня к нему добавился металл и пластмасса. Вы можете выбрать любой из этих трёх вариантов или комбинировать их на своё усмотрение.

Дерево

Работать с деревом сложно, не имея соответствующих навыков. Если отсутствие опыта вас не останавливает, рекомендуется всё же проконсультироваться с опытным столяром. Для конных саней лучше всего выбрать:

  • дуб;
  • вяз;
  • ясень;
  • липу;
  • черёмуху;
  • берёзу.

Лучше всего поддаётся сгибанию черёмуха, а самый твёрдый материал — дуб, его придётся выпаривать, чтобы согнуть. Выбирая берёзу, учтите, что самая сочная она весной.

Важно! Дерево требует длительной подготовки. В зависимости от технологии (вымачивание, паровые бани, кипячение) это может занять несколько месяцев.

Дерево легкодоступно, обрабатывать его проще, чем металл, и конструкция получается довольно лёгкой, если не нагружать её лишним оформлением. По снегу деревянные сани передвигаются плавно, но не терпят большого давления и требуют тщательного ухода, чтобы материал не начал портиться.

Видео: изготовление деревянных саней

Пластмасса

Аналогично варианту со сталью пластмассовые полозья делают из пластиковых труб. Повозка легче деревянной и металлической, но не годится для перевозки тяжёлого груза. Желательно обшивать пластмассу металлическими полосами, чтобы во время поездок защитить материал от возможных механических повреждений.

Знаете ли вы? На Руси сани считались почётной повозкой даже после изобретения колеса. Выезд царя в санях летом ещё долго был в порядке вещей.

Сталь

Для металлических саней выбирают углеродную или нержавеющую сталь. Качество езды от этого выбора не зависит. Сталь прочнее дерева и выдерживает большой вес, но не терпит сильных морозов. Если вам нужна повозка для транспортировки грузов, примите к сведению — полозья могут лопнуть в мороз.


Идеальный выбор — сплошные листы стали, но их стоимость высока. Дешевле обойдутся стальные трубы 2,5–5 см в диаметре. Длина таких труб должна быть на 1,5 м больше длины саней, так как металлические полозья сгибаются с обеих сторон, а не только спереди, как у дерева. Минус металлических конструкций в их весе, неизменный факт: чем легче повозка, тем выше она ценятся.

Упражнения для приучения лошади к саням

Фермер, заимевший сани, не сможет сразу же запрячь лошадь в повозку. Животное испугается и после не подпустит к себе хозяина с атрибутом. Приучать к саням лошадь следует постепенно и максимально аккуратно.

Животное, которое будет тянуть сани, должно быть обучено заднему ходу.

Как приучить лошадь к саням:

  1. Обойдите с животным повозку несколько раз. Можно положить туда то, что заинтересует лошадь: сено, упряжь или дугу. Это поможет изучить новый предмет.
  2. После знакомства двиньте сани взад-вперёд. Главное — это привлечь внимание лошади.
  3. Начните заводить лошадь в оглобли, вперёд к саням. Еда поможет упросить задачу, т. к. животное будет тянуться к ней. Желательно сделать так, чтобы лошадь зашла сама. Со временем она привыкнет к узкому пространству оглобель.
  4. Покажите животному, что в санях в будущем будет находиться человек. Сядьте в повозку, находитесь всегда рядом с санями. В дальнейшем лошадь не будет пугаться вибраций, исходящих от саней во время движения с пассажиром.
  5. Закрепите поводья лошади и плавно накатайте оглоблю с санями на лошадь. Жердями прикоснитесь к частям тела животного. Такая процедура помогает приучить не бояться похода саней сзади.
  6. Возьмите в руки оглоблю так, чтобы лошадь видела предмет. Отойдите на безопасное расстояние. Поднимите на 50 см и бросьте. Учтите, что лошадь может испугаться. Таким образом животное привыкнет к падению оглобли.
  7. Повторите предыдущий шаг, но на этот раз поднимите оглоблю выше. Выполняйте такое обучение до тех пор, пока лошадь не привыкнет к звуку падения.

Основные принципы построения

Несмотря на то, что русские сани весьма разнообразны, у них у всех одинаковый принцип строения. Основной их частью являются загнутые по краям полоски внизу короба. Обычная их длина в загнутом виде – 2 м. 25 см., а высота – не более 80 см. Ширина колеи между ними -57 см.

Кроме полос для скольжения к основным частям таких повозок относятся рама, щиток, скалка, оглобли. Все детали между собой должны быть качественно скреплены.

Как правильно запрячь лошадь в сани?

Запрячь лошадь в сани несложно, но чтобы обеспечить безопасность пассажиров, рекомендуется придерживаться определённого алгоритма. Он следующий:

  1. Наденьте уздечку на животное. Удила нагрейте в руке. Это поможет не повредить рот лошади.
  2. Возьмите в левую кисть упряжь, в правую – шею животного. Вторую руку держите так, чтобы седелка находилась на нужном месте.
  3. Приведите в порядок шлеи. Они должны ровно располагаться на теле лошади.
  4. Затяните подпругу. Проследите, чтобы не сильно передавило живот.
  5. Оденьте хомут через голову.
  6. Заведите лошадь в оглобли. Закрепите её за петлю сиделки и прикрепите дугу.
  7. На хомуте затяните ремень.
  8. Проверьте правильность проведённых операций и то, как закреплена дуга (животному должно быть комфортно).
  9. Пристегните сани к узде.

В наши дни сани продолжают использовать в качестве средства передвижения. Для кого-то повозка – это необходимость в быту, для других – способ развлечься. Изготовить атрибут можно самостоятельно, но нужны знания и навыки. В каких-то моментах может потребоваться помощь опытного мастера.

0

0

Копировать ссылку

Последние штрихи

Когда сама конструкция готова, необходимо будет придать ей «товарный вид». Где-то нужно будет зачистить несколько швов, провести косметические работы.


Декорирование и покраска

Ну и конечно, чтобы сани для лошади сделанные своими руками радовали глаз, их необходимо будет покрасить. Дерево можно покрыть резьбой, украсить, насколько хватит фантазии. Можно сделать удобные сиденья, положить несколько шкур. В целом, последние штрихи – дело каждого.

Готовые сани принесут не только пользу, но и много радости, веселья детям и хорошее настроение.

Видео: Как делают конные сани

На рынке сегодня можно найти много разных зимних повозок всех видов, типажей и любой конструкции, но их стоимость часто необоснованно высока. Используя самый простой чертёж или собственную смекалку, изготовлением саней для лошадиной упряжки можно заняться самостоятельно.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]