Зачем подковывают лошадей и как правильно это сделать

Не каждый из нас знает, для чего подковывают лошадь, ведь в дикой природе животные прекрасно обходятся без этого. Так зачем подковывают лошадей?
Кони изначально были дикими животными. Они передвигались по траве и мягкому грунту, а скорость регенерации копыт была достаточна для образа жизни, не предусматривающего лишних нагрузок, что обеспечивало комфортное существование без вмешательства человека. Но после одомашнивания животному приходилось работать в неестественных для него условиях, например, в городах. Копыта лошадей стали изнашиваться гораздо быстрее, не успевая при этом отрастать, а длительное пребывание в стойлах сделало копыта животного мягче и податливее.

Так как
копыто играет огромную роль в жизни лошади, то повреждённое оно приводит к снижению работоспособности животного и причиняет ему боль, более того, может привести к серьёзным проблемам, связанным с полноценным передвижением. Помимо защиты копыта, подкова помогает животному не скользить на мокрой поверхности и делает комфортнее передвижение лошадей с травмами ног.
История изобретения «лошадиной обуви» уходит в далёкий III век. Кажется, что подкова по своему устройству весьма проста, но между тем было создано немало изобретений для защиты копыта лошади, первоначальный вид которых даже отдалённо не напоминал приспособления, используемые нами сегодня. Они были похожи на башмаки, сделанные из кожи или тростника. И только в V веке появились первые прототипы подков, использующихся в наши дни.

Зачем подковывают лошадей

Зачем лошадям подковы, ведь раньше, ещё до того, как человек их приручил и одомашнил, животные в них не нуждались? Всё объясняется просто: в дикой природе эти приспособления, защищающие копыта, им не нужны. Животные преодолевали большие расстояния по мягкой почве или траве, выбирали путь себе сами. После того, как они стали домашними, попали в полную зависимость от человека, все изменилось. Если конь служил извозчиком, ему приходилось перевозить грузы или людей по брусчатке или каменным дорогам. Всадники всегда были хорошо вооружены и одеты в тяжелые кольчуги. Всё это давало большую нагрузку на лошадиные копыта. Поэтому человек, чтобы уберечь подошвы ног животного, придумал для них своеобразную обувь – подковы.

История

Древнерусская подкова,Рязанское княжество,13 век.

Первые приспособления сплетались в виде чулка или башмака из лыка, тростника, кожи, растительных волокон. Укреплялись над венчиком копыта под щёткой верёвками или ремнями. Эти башмаки были непрочны, укрепление их верёвками или ремнями вызывало дерматиты. Подошвенные поверхности копыт рабочего скота покрывали смолой.

Римляне использовали для защиты подошвенной поверхности копыта металлические пластинки, большей частью овальной формы, с крючками, дужками, ушками или кольцами, для укрепления пластинки на копыте верёвкой или ремнём. Такие пластинки для лошадей назывались гиппосандалиями

, для мулов —
мулосандалиями
, для быков —
бососандалиями
.

Метод подковывания лошадей впервые использовался галлами приблизительно в IV–III вв. до н. э.

В средние века научились крепить металлические подковы специальными гвоздями — ухналями.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Предназначение подков

Лошадиные копыта достаточно крепкие, чтобы защищать ноги животных на целине. Но дикие кони бегают без нагрузок, самостоятельно выбирая дорогу и обходя острые камни и другие препятствия. К тому же, свободный образ жизни и высокая активность способствуют укреплению рогового слоя. У лошадей, содержащихся в конюшне, совсем другие условия. Ограниченные выгулы снижают физическую активность организма, из-за чего копыта теряют свою плотность и легче поддаются стиранию. Бегать им приходится не только по грунту, но и по асфальту, брусчатке, другим твердым поверхностям, да еще и с балластом. Все это приводит к тому, что копытный рог стирается гораздо быстрее, чем отрастает.

Почему обязательно нужно ковать лошадей

В естественной среде обитания крепости копыт достаточно, чтобы защитить ноги животных при нахождении на мягком грунте. У диких лошадей нет нагрузок, они способны сами выбирать дорогу для передвижения, при этом лошади будут обходить булыжники с острыми краями или иные препятствия. Кроме этого, на свободе, в природных условиях, кони обладают довольно активным образом жизни, что самым положительным образом влияет на укрепление рогового слоя.

рекомендуемые статьи:

А вот конюшенные обитатели поставлены в иные условия. Ограничение возможности проводить много времени на прогулках приводят к снижению физической активности, именно поэтому копыта становятся менее плотными и стираться будут гораздо быстрее. Лошади очень часто работают не только по мягкому грунту, но и по асфальтовому покрытию, брусчатке или иной твердой поверхности, да еще и со всадником или экипажем. Такой образ жизни приводит к быстрому истиранию копытного рога, а вот отрастать он будет гораздо медленнее.

Из-за стертости копыт у лошадей начинаются проблемы со здоровьем. Острые камни будут с легкостью пробивать тонкий рог копыта и заставлять его трескаться. Сквозь такие повреждения с легкостью проникают болезнетворные бактерии, которые приводят к воспалительным процессам. В результате лошадь начинает испытывать боль и дискомфорт при передвижении, появляется хромота и дело может дойти до потери подвижности.

Чтобы предотвратить такие травмы, необходимы подковы, выполняющие ту же роль, что и человеческая обувь. Если подковы будут соответствовать качеству и правильно прибиты, то это позволит лошадям работать на любом твердом грунте, а негативных последствий для копыт не будет.

Но не только защитная функция возлагается на лошадиную «обувь»: животные не будут оскальзываться на мокрой траве или дороге, покрытой льдом. Они служат своеобразными корректорами для коней, имеющих деформацию копытного рога, снижают чувство дискомфорта у животных с травмированными ногами. Как видно из сказанного, каждый индивидуальный случай требует применения разного вида подков.

Какие инструменты понадобятся

Чтобы прибить подковы, требуется наличие следующих инструментов:

  • специальные клещи;
  • крючок;
  • рашпиль с двумя видами насечек;
  • обсечка;
  • ножик с загнутым концом (копытный);
  • молоток;
  • ключ.

Ковочные инструменты

Набор инструментов для ковки

Ящик с инструментами

Крепеж подковы осуществляется особыми гвоздями – ухналями, отличающимися формой головки и штифта. Ухнали выпускаются длиной от 45 до 70 мм, и согласно ГОСТу делятся на шесть размеров. Используются они только раз, для повторного применения непригодны. Дополнительно в процессе работы может понадобиться станок для ковки – его применяют в тех случаях, когда животное излишне пугливо или нетерпеливо.

Ухнали для ковки

Пошаговая инструкция

Процесс ковки предполагает целый ряд нюансов. Многое здесь зависит от лошади. Так, например, чрезмерно активных или пугливых скакунов подковывают в течение нескольких дней. В первый просто постукивают по копыту палкой. На второй приставляют подкову и легонько ударяют молотком. Еще через день подковывают одно копыто и уже потом все остальные.

Сам процесс подковки проходит в такие этапы:

  1. Исполнитель поднимает ногу скакуна и аккуратно вычищает с подошвы грязь и мусор крючком.
  2. При помощи клещей снимают старую подкову.
  3. Крючком и ножом вычищают остатки грязи и срезают лишнюю роговую ткань.
  4. При помощи рашпиля всю поверхность копыта выравнивают до плоского состояния.
  5. Таким же образом чистят и обтачивают все остальные копыта.
  6. Новую подкову примеряют к зачищенному участку подошвы. Если она немного не подходит, ее подправляют на наковальне.
  7. Повторно прилаживают подкову к копыту. Если она ложится как нужно, начинают вбивать ухнали. Делают это поочередно с каждой стороны подковы.
  8. Концы ухналей с наружной части загибают, чтобы они не мешали.
  9. При помощи обсечки срезают торчащие окончания гвоздей, предварительно поставив копыто животного на специальную подставку.
  10. В заключение рашпилем подпиливают стенки копыта, чтобы они сошлись с размерами подковы.

Таким образом, при правильной реализации процесса подковки, лошадь совершенно не чувствует боли. Но если за дело берется неопытный исполнительно, то он может задеть ту часть копыта, где расположены хрящи и нервы. В этом случае животное не только почувствует боль, но еще и может серьезно травмироваться. Поэтому не рекомендуется самостоятельно подковывать коней без должного опыта работы.

Строение копыта лошади

Без знания строения копыта правильно подковать лошадь не представляется возможным. Более того, такая попытка может только дополнительно повредить «башмак» животного, что на некоторое время выведет коня из строя.

Копыто скакуна состоит из внешней и внутренней частей. Внешняя включает в себя такие элементы:

  1. Подошва. Представляет собой плоское образование из ороговевшей ткани. Отвечает за защиту внутренней части копыта от повреждений.
  2. Стенка. Расположена вокруг роговой капсулы и защищает мясную часть от боковых повреждений. Также предполагает собой слой роговой ткани.
  3. Стрелка. Состоит из той же ткани, что и подошва, но более эластичной. Она дополняет защиту копыта. Кроме того, снижает импульс от ударов копыта о землю.
  4. Кайма. Представляет собой кожный слой, который играет роль перехода между копытом и ногой.

Внутренняя часть предполагает такие составляющие:

  1. Чувствительная подошва.
  2. Мясной венчик.
  3. Крыловидные хрящи.
  4. Чувствительная стрелка.
  5. Венечное кольцо.

Роль мясной части копыта заключается в питании ороговевших тканей внешней части. Стоит отметить, что нервные окончания проходят именно во внутренней части роговой капсулы, а во внешней их нет.

Что такое копыто: анатомические и физиологические особенности данного сегмента тела у лошадей

Копыто – роговой нарост, который образовался вокруг фаланг лошади. По сути, роговая ткань данного образования – преобразованный, мозолистый эпидермис.
У человека на каждом пальце также имеются похожие наросты, призванные защищать мягкую плоть от различных повреждений и помогать нам справляться с пищей и прочими предметами. Речь идет о ногтях, которые с анатомической точки зрения имеют много общего с лошадиным копытом.

Почему же копыта покрыты именно роговой тканью, а не какой-либо другой? Все дело в том, что такая маленькая часть тела животных должна выдерживать:

  • собственный вес тела лошади;
  • ударную силу, возникающую при соприкосновении с землей.

При этом, в задачу копыт входит не только позволить лошади двигаться, но и защитить суставы ее конечностей от деформации.

Так выглядит копыто лошади

Данное животное является далеким предком следующих современных зверей:

  • лошадей;
  • зебр;
  • ослов.

Оно было травоядным, не имело никаких сил противиться нападениям хищников, и старалось вести спокойный, мирный образ жизни.

Эогиппус вместо рассматриваемых нами сегодня копыт имел маленькие лапки, увенчанные коготками, которые позволяли ему быстро бегать. Однако, вынужденно укрываясь от хищников, Эогиппус бегал настолько быстро, преодолевая большие расстояния, что его лапы не могли выдержать нагрузку, не начав деформироваться.

Как выглядел предок лошадей — зверек Эогиппус, ученые смогли восстановить впоследствии длительных исследований

Деформация же эта заключалась в следующем:

  • центральные пальцы Эогиппуса, а также когти на этих пальцах, стали твердеть и укрепляться;
  • боковые пальцы зверька за счет практически полного отсутствия на них нагрузки стали ослабевать и терять в размерах.

Со временем боковые отростки Эогиппуса и вовсе стали частью средних пальцев. В результате данное образование с течением времени превратилось в некое подобие современных лошадиных копыт. По своей сути, эта часть тела лошади просто-напросто и является единственным пальцем коня, необычно развитым, который покрылся твердым защитным слоем роговой ткани.

Этапы процесса

Ковка лошадей – процесс достаточно сложный, и он состоит из нескольких этапов, которые включают в себя:

  1. Выбор подков.
  2. Подготовка инструментов.
  3. Осмотр животного.
  4. Удаление старых подков.
  5. Расчистка копыт.
  6. Снятие точных мерок для изготовления новых подков.
  7. Пригонка.
  8. Крепление.
  9. Окончательный осмотр.

Первый этап подразумевает выбор «обуви» для лошади, идеально подходящей под ее размеры, породу и то, для чего она используется. Разумеется, делать это должен только опытный коваль – только тогда результат будет таким, каким его ожидают.

На втором этапе необходимо подготовить все инструменты, которые потребуются в процессе работы. Коваль, или кузнец, должен располагать следующим перечнем инструментов:

Что чувствует лошадь в этом момент

Многим интересно, больно ли лошади в момент подковки. Ученные утверждают, что нет. В копыте нет нервных окончаний, поэтому животное может ощущать только легкий дискомфорт при процедуре, но и он со временем проходит.

Но все равно надо быть очень осторожным. Если загнать гвоздь очень глубоко, он может доставать до нервов и вызывать сильные болевые ощущения. В некоторых особей начинается кровотечение. Поэтому даже опытному кузнецу следует быть очень осторожным, поскольку неправильная подковка может спровоцировать у животного пожизненную хромоту.

В видеоролике рассказывается о том, когда и как можно подковать лошадь:

Как часто происходит замена

Новые подковы для лошадей требуются примерно каждые 45 дней. Этот порядок пришел еще из российской кавалерии. Хотя тогда у коней в стойлах был пол из глины, засыпанный опилками. Сегодня чаще встречается асфальтное покрытие. Кавалерийские лошади скакали чаще по траве, земле, а не по песку в манеже или каменному покрытию мостовой.

Срок замены — примерный. Учитывают и индивидуальные особенности. У разных особей в одинаковых условиях роговина растет с неодинаковой скоростью. Кому-то меняют подковы каждый месяц, другие нормально ходят и два.

Многое зависит от питания, нагрузок. Движение и правильный рацион помогают правильному обмену веществ. Перекорм, например, овсом, тоже вредит состоянию копыт.

Ковка лошади — процедура, требующая мастерства и определенных знаний. Немногие делают работу правильно, что грозит серьезными последствиями. Лучше посоветоваться с ветеринаром и доверить это дело хорошему кузнецу.

Назначение и частота подковки

В современном мире кони живут в конюшне. Они двигаются меньше, чем дикие сородичи, поэтому копыта становятся мягче. Одновременно с этим лошади делают тяжелую работу, поэтому нагрузка на ноги довольно большая. В итоге копыта стираются быстрее, чем растут. Лошади с изношенными копытами испытывают боль, хромают или вовсе отказываются ходить.

Еще в древние времена люди старались защитить копыта лошадей, которые им служили. Тогда использовали своеобразные ботинки из метала. Со временем стало ясно, что такая обувь приносит животному дискомфорт. Для улучшения качества жизни коней придумали меньшие по размеру накладки из прочного металла.

Подкованная лошадь не испытывает дискомфорта от постоянного контакта с асфальтовым или бетонным дорожным покрытием. В зимнее время подкова оснащается специальными шипами для улучшения устойчивости коня. Периодически накладки меняют. Частота подковки зависит от условий проживания и основной деятельности животного.

Копыта у коня растут, причем неравномерно. Правильный уход предполагает смену подков 1 раз в месяц. Важно, чтобы подковы соответствовали размеру копыт.

Если все сделать правильно, то лошадь будет ходить легко и уверенно.

Виды подков

Все многообразие подков объединяется в три вида — спортивные, стандартные и ортопедические. Каждая группа включает различные модификации, предназначенные для определенных целей.

Спортивный тип подков применяется для лошадей, принимающих участие в конкурсах, скачках и многоборье. Изготавливаются такие модели из пружинной стали, алюминия и сплавов, имеющих высокую прочность и малый вес. Вид соревнований определяет вес и форму подков, которые будут установлены на скакуна. В скачках обычно применяют модели весом до 120 г, а для многоборья подходят изделия с массой 180—200 г, бортиком и утолщениями в нижней части.

Стандартным типом подковываются рабочие лошади. Вес моделей составляет 200—720 г и зависит от размера. В комплекте идут съемные шипы — закругленные, небольшого размера для лета и длинные и острые для зимнего периода. Подковы могут изготавливаться в заводских условиях или коваться в частном порядке кузнецами.

Ортопедическая группа изготавливается из пластика, стали и алюминия, имеет различные конструкции. Форма изделия зависит от типа травмы и состояния копыта, поэтому каждый набор подков подбирается в индивидуальном порядке. Эти приспособления помогают облегчить боль при движении, ускорить заживление и выровнять ход.

Внешне ортопедические изделия похожи на сандалии с пружинными креплениями и ремешками, выполненными из пластика. Отсутствие гвоздей в креплении позволяет быстро и легко заменить защитные приспособления. Стоят такие модели довольно дорого и не каждый заводчик лошадей может себе их позволить. Более дешевые варианты, которые также создаются из пластика, крепятся при помощи небольших гвоздей или клея и имеют стандартный для подковы вид.

Что представляет собой подкова?

Современные виды подков различны по форме, толщине, материалу и назначению. Самые простые модели создаются из низкоуглеродной стали, поддаются корректировке в горячем и холодном состоянии. На переднюю пару конечностей устанавливаются округлые подковы, для задней подбираются более вытянутые модели, повторяющие природное строение копыт.

Обычная подкова — пластина выгнутой формы, снабженная отверстиями. Это приспособление состоит из следующих элементов:

  • гвоздевой дорожки;
  • отверстий под шипы;
  • зацепа или отворота — небольшого выступа, расположенного вертикально на передней стороне полотна;
  • ветвей (наружной и внутренней) — участков полотна, проходящих от пятки до зацепа;
  • пяток — округлых концов ветвей;
  • верхней поверхности, прилегающей к копыту;
  • наружной поверхности, соприкасающейся с грунтом;
  • гвоздевых отверстий;
  • наружного и внутреннего боковых краев;
  • шипов — дополнительных приспособлений для лучшего сцепления с проблемными типами грунта.

Полотно состоит из трех частей — боковой, зацепной и задней. Прилегающая к рогу поверхность имеет внутреннюю и внешнюю зоны. На наружную часть опирается копыто, поэтому она должна быть максимально ровной и большей по площади. Неровные или криво расположенные ветви будут препятствовать плотному соединению полотна и копыта, что приведет к дисбалансу нагрузки и деформации рогового слоя.

Горизонтальная нижняя поверхность имеет гвоздевую дорожку (продольную выемку вблизи наружной кромки). Этот элемент позволяет углубить шляпки гвоздей и препятствует их быстрому стиранию. Вид и расположение гвоздевых отверстий очень важны для правильной ковки и безопасного передвижения животного. Гвозди, забитые в неправильно расположенные отверстия, могут повредить ткани ноги под роговицей. В соответствии с размером изделия отверстий может быть 6, 8 или 12. Они приближены к зацепу на передних подковах, а на задних смещены к пятке. Форма и величина отверстий должна соответствовать размеру гвоздевой шейки.

Средняя подкова имеет ширину в 22 мм и толщину в 8 мм. Размеры подков разделены на 13 рангов, определяющихся габаритами ветвей, расстоянием между пятками, шириной наиболее выпуклой части, толщиной и весом. Продаются такие приспособления парами.

Процесс ковки

Для каждой лошади изготавливаются индивидуальные подковы по меркам либо подбираются из стандартных

Для изготовления подковы важно снять три размера:

  • расстояние от середины зацепной стенки до пяточного угла;
  • расстояние в самой широкой части – центр на грудных и задняя треть на тазовых;
  • ширина в пяточных углах.

Точнее результаты получаются с использованием подометра – металлического круга с вырезанными хордами шириной в 1 см и таким же пропуском между ними. Изготовленную подкову пригоняют, чтобы она соответствовала анатомическим особенностям копыта лошади. В первую очередь добиваются идеального соприкосновения подошвы и подковы. Отверстия для гвоздей должны быть размещены напротив белой линии. Правильная подкова несколько выступает за копытную стенку – на 5 мм в зацепе, до 15 мм в пяточных углах.

Особенности подковывания:

  • для рабочих лошадей используют прочные подковы с широкой наружной ветвью, отставленной в сторону;
  • спортивных лошадей перековывают каждые 4 недели на легкие подковы;
  • для рысаков используют подковы с удлиненными зацепами, что делает ход уверенным.

Подкову размещают на копыте так, чтобы гвоздевые отверстия были напротив белой линии. Первым вставляют гвоздь в зацепной стенке с медиальной стороны. Наконечник гвоздя имеет скос, который должен смотреть внутрь – это обеспечивает выход гвоздя наружу

Первые удары молоточком делаются осторожно, чтобы убедиться в правильности направления, а затем уверенно забивают

Важно контролировать характер введения и звук – если гвоздь идет легко с тупым звуком, то он находится в мягком роге и при забивании глубже, чем на 1,5 см следует извлечь гвоздь

Когда острие гвоздя выходит из роговой стенки необходимо подставить клещи и загнуть наклепку. Забив пару гвоздей в зацеп, рекомендуется опустить копыто и посмотреть положение подковы в нормальном положении, при необходимости можно подправить небольшое искривление ударами молотка по подкове. Теперь необходимо забить оставшиеся гвозди, а после пройтись по всем головкам и прижать подкову.

Чтобы окончательно присоединить подкову, необходимо поставить копыто на колено, а щипцами подтянуть гвозди. После откусывают выступающие концы с таким расчетом, чтобы остался небольшой кусочек (3-5 мм), называемый барашком. Под каждым из них рашпилем или секачом делают ложбинку в роговой стенке и загибают гвозди. Для того чтобы загнуть барашки не следует по ним бить – необходимо в них упереться клещами, а удары наносить по головкам в подкове.

Как подковать лошадь

Чтобы качественно и правильно подковать лошадь, каждый коневод должен обязательно иметь в хозяйстве:

  • щётку с волосом средней жёсткости — с её помощью копыто чистят от грязи, остатков навоза и прочего;
  • обсечка — для отгибания заклёпок подковных гвоздей;
  • копытный крючок — для устранения застывшей грязи;
  • резец для копыта — для удаления старого ороговелого слоя;
  • копытный рашпиль — для шлифовки копыта;
  • копытные клещи — для снятия заклёпок с подковы;
  • наковальня и ковочный молоток весом не менее 500 г — для выравнивания и подгонки размера подковы.


Основные этапы подковки лошади:

  1. Первое, что следует сделать перед процедурой, — привязать лошадь к прочной опоре. Подковка нередко заканчивается для животного сильным стрессом (особенно для юных особей), поэтому животное может резко дёрнуться и ударить хозяина. Далее нужно завернуть и зафиксировать конечность лошади таким образом, чтобы у вас был свободный доступ ко всему копыту, при этом обязательно следует избегать неестественного сгиба суставов. В противном случае животное может очень негативно отреагировать на процедуру.
  2. Если перед вами стоит задача подковать взрослую лошадь, то перед процедурой нужно снять имеющиеся подковы. Для этого возьмите обсечку, ковочный молоток и разогните шапочки заклёпок, а затем поочерёдно вытяните их из копыта клещами. Если после изъятия заклёпок подкова не отпала сама, возьмите её клещами за край и слегка дёрните в сторону.
  3. Как бы качественно ни проводилось подковывание, остатки грязи и навоза под подковой могут вызвать воспаления и инфекционные поражения копыта. Поэтому при помощи копытного крючка и щётки необходимо устранить все остатки грязи, а также тщательно вымыть ступню лошади при помощи мыльного раствора. После совершённой процедуры подошвы вытирают насухо.
  4. Подковка проводится исключительно на ровную подошву, набойка должна идеально прилегать к копыту, иначе грязь и навоз может забиться в щели и вызвать воспаление подошв лошади. Во избежание этого нужно устранить неровности и разнообразные сколы копыта. Делают это чрезвычайно острым копытным резцом, поэтому обязательно нужно следить за тем, чтобы не поранить животное. На этом этапе также проводят и укорачивание ороговелого слоя ступней — оптимальная длина копыта составляет около 7 см (от зоны роста волос). В конце процедуры ступню лошади шлифуют при помощи рашпиля.
  5. Когда лошадь полностью подготовлена, можно приступать к определению размера будущей набойки — для этого каждое копыто измеряется в длину и ширину, а после этого выбирают необходимый размер и тип будущих набоек.
  6. Довольно часто возникает ситуация, когда подкова не обладает идеальной формой. В таком случае её нужно обязательно выровнять относительно формы каждого копыта при помощи наковальни и ковочного молотка. Ровная набойка должна соприкасаться с копытом без каких-либо зазоров, а также полностью повторять его контуры.
  7. Когда подкова полностью подготовлена, её можно фиксировать на копыте. Заклёпки в ступню забиваются поочерёдно, при помощи ковочного молотка, и только в специальные отверстия в подкове. Заклёпки, которые вышли наружу возле копытного рога, нужно обязательно обрезать. После этого под них ставятся клещи, а далее поджимают молотком, для того чтобы подтянуть подкову к подошве. В конце все острые края шлифуются рашпилем.
  8. Когда процедура проведена с одной конечностью, можно приступать к подковыванию следующей.

Важно! Переподковывать необходимо каждую ступню: пренебрежение этим правилом может негативно сказаться на осанке животного и даже привести к серьёзным травмам конечностей. Как подковать лошадь: видео

Как подковать лошадь: видео

Обрезка подошвы

Роговая часть копыта у лошадей быстро отрастает (примерно как ногти у людей). Причем иногда не слишком равномерно. Поэтому перед креплением подковы подошву следует выровнять. Помимо всего прочего, эта процедура в отдельных случаях позволяет подкорректировать неправильную постановку ног животного. Подкованная лошадь, имеющая подобный дефект, может использоваться в работе интенсивнее. Производят обрезку копыт с использованием рашпиля по направлению от пяточных частей. При этом удаляют только потрескавшийся мертвый рог (оставляя его тонкий слой). Выполнять обрезку следует максимально аккуратно. Если с копыта будет снят слишком тонкий слой, в последующем рог может обломиться. Если же кузнец, наоборот, «перестарается», лошадь при использовании в работе может травмироваться.

Признаки здорового копыта

Чтобы у животного сформировались здоровые копыта, необходимо оптимально распределять нагрузку, время от времени заниматься с животным и производить своевременную обрезку рогового слоя. Правильно сформированная роговица покрывается тонким пластом аккуратного покрытия, без каких-либо пробоин и углублений. Ступня вогнутая, без признаков наминок, представляющих собой сине-красные или желтоватые пятнышки. Роговая стрелка отлично развита, края заостренные, а трещины, ямки и щели отсутствуют.

Чтобы у животного сформировались здоровые копыта, необходимо оптимально распределять нагрузку

Мякиши кругловатые, форма правильная, можно заметить разделительную межмякишную бороздку. Венечный край при наблюдении закругляется к концу, перемещается на мякиши. Ступня прислоняется к поверхности полностью, по всей длине. На здоровом копыте невозможно заметить искривление пяточных углов, также нет расхождений в месте присоединения стенок к подошве. Если животное привыкло вытягивать конечности вперед, это заканчивается деформацией, выраженной в понижении пяток и удлинении зацепа.

Здоровое копыто лошади

Как узнать, проблемные ли копыта у лошади?

Очень сложно в условиях домашней фермы определить деформацию копыт, даже опытные владельцы лошадей часто не могут справиться с этим. Животное может жить с искажением копыта и не подавать абсолютно никаких признаков заболевания. Чтобы выявить болезнь, необходимо следовать следующей инструкции:

ШагОписание
1Изучите признаки здорового копыта и проверьте эту часть тела вашей лошади на наличие деформации. Отметьте, если вы заметили несвойственные здоровому копыту признаки.
2Внимательно посмотрите на поведение особи и на то, как она предпочитает стоять. Здоровый питомец держит конечности вертикально. Если млекопитающее имеет болезненные копыта, оно наклоняется вперед для разгрузки воспаленных пяток.
3Понаблюдайте за лошадью во время ходьбы. Животное с проблемами во время шага в первую очередь приземляет зацеп, из-за чего перед ним летят едва заметные брызги. Также питомец загибает запястья, слишком сильно сжимает и расслабляет мускулатуру передних ног. Конечность здоровой особи всегда приземляется на пятку.
4Вспомните: в каком возрасте вы подковывали лошадь? Бывает, что особи переживают деформацию копыта из-за ранней ковки. До возраста пяти лет, пока кости окончательно не сформировались, нельзя подковывать животное, в большинстве случаев это приводит к проблемам в развитии.
5Посмотрите, как развиты группы мышц плеча и шеи питомца. Если у него нет углубления перед лопаткой, а шея толстая и «глыбистая», значит, у зверя избыточное развитие мышц. Скорее всего, эти проблемы появились вследствие деформации копыта.

Здоровая стойка лошади

Жеребенок со здоровыми копытами

Болезни копыт

Как появились подковы?

Люди не сразу изобрели подкову в том виде, к которому мы привыкли. Изначально на копытах лошадей носили подобие деревянного башмака. Внешний вид был обтянут кожей и закреплен веревками или ремнями. Римская империя пошла дальше. Они изобрели металлические пластины, которые ремнями крепились к ногам лошади. Так что копыта лошади остались нетронутыми, но ремни натирали мозоли постоянным движением. И тогда люди решили рискнуть и вбить гвоздь в копыто лошади. Произошло это в первом тысячелетии до нашей эры. Судя по тому, что подковы используются до сих пор, эксперимент удался.

Разновидности

Стандартная подкова состоит из двух веток, имеет форму незавершенного овала с гнездовой дорожкой и отверстиями для гвоздей. Отдельно изготавливаются пластины для передних ног лошади с одним зацепом и для задних — с двумя. Также они различаются по размеру: от 0 (самый маленький) до 9 (самый большой). В процессе ковки все разновидности, виды подков подбираются индивидуально и подгоняются кузнецом под каждую ногу лошади.

Помимо размеров, современные подковы для лошадей различаются по предназначению.

  1. Для скаковых и спортивных лошадей — самые тонкие (до 4 мм) и легкие подковы (не более 120 г). Изготавливаются из мягкой «пружинной» стали. Для бега по мокрой и скользкой дорожке используются специальные пластины с трапециевидным сечением. Шипы запрещены.
  2. Для выездки и конкypа — легкие и тонкие подковы (до 10 мм) со скошенными внутрь пяточными ветвями. Во избежание травмы ног шипы запрещены.
  3. Для работы на твердом каменном или асфальтированном покрытии — с массивными ветвями и дополнительными прокладками (фальца). Оснащаются шипами для большей устойчивости.
  4. Для рысаков — подковы с разной массой для передних и задних ног: первые более тяжелые — 210 г, вторые — легкие (120-180 г). Толщина в среднем 8-10 мм. Применяются для правильного баланса и бега рысака.
  5. Ортопедические — пластины с дополнительными накладками или лечебными прослойками. Подбираются индивидуально по назначению ветеринара.
  6. Синтетические — подковы из полиуретана без гвоздевых отверстий. Гибкие и со временем адаптируются к индивидуальной форме копыта. Крепятся с помощью специального клея. Подходят для лошадей с тонкими и проблемными копытами, которым противопоказаны стандартные металлические подковы. Используются в конкуре для лучшей амортизации ударов о землю во время прыжка.

Конструкция подковы

Современные подковы различаются между собой формой, материалом изготовления, толщиной и другими параметрами, в зависимости от назначения. Простые изделия изготавливаются из стали з низким содержанием углеродов, поддающейся подгонке не только в горячем состоянии, но и без нагрева. Для передних конечностей используют подковы округлой формы, для задних – слегка вытянутые, что обусловлено природной конфигурацией копытного рога.

Конструкция подковы

Простая подкова являет собой выгнутую пластину с отверстиями, причем каждый элемент этой пластины имеет свое название:

  • ветви – части полотна от зацепа до пятки. Различают внутреннюю и наружную ветвь;
  • верхняя поверхность – плоскость, примыкающая к копыту;
  • нижняя (наружная) поверхность – плоскость, контактирующая с грунтом;
  • зацеп (отворот) – небольшой вертикальный выступ в передней части полотна;
  • гвоздевая дорожка;
  • внутренний и наружный боковые края;
  • отверстия под шипы;
  • гвоздевые отверстия;
  • пятка – закругленный конец ветви;
  • шипы – приспособления, улучшающие сцепление подков с поверхностью грунта. Устанавливаются при необходимости, например, в гололед или для скачек по примерзшей траве.

В целом, полотно условно делится на три части – зацепную, боковую, заднюю. Поверхность, примыкающая к рогу, тоже разделена на две зоны, внешнюю и внутреннюю. Наружная больше по площади, так как является опорой для копыта, и она должна быть идеально ровной. Если ветви подковы будут находиться в разных плоскостях или иметь неровности, полотно не сможет плотно прилегать к копыту, нагрузка распределится неравномерно, и роговой слой деформируется.

Подкова — фото

Нижняя поверхность тоже горизонтальная, но не сплошная: у наружной кромки имеется продольная выемка, которая называется гвоздевой дорожкой. Благодаря этой дорожке шляпки гвоздей, которыми прибивается подкова, не выступают наружу, а значит, меньше подвержены стиранию. В области зацепа и пятки гвозди не забивают, поэтому там выемки отсутствуют. Отверстия для гвоздей, а точнее их расположение и контуры, прямо влияют на качество ковки и ее безопасность для животного. Если отверстия изготовлены неверно, при забивании гвоздей травмируются ткани под роговицей. Количество гвоздевых отверстий равняется 6, 8 и 12, в зависимости от размера подковы. На передних подковах они располагаются ближе к зацепу, на задних смещаются в сторону пятки. Размеры и форма отверстий должны быть идентичны шейке гвоздя.

В каждой подкове есть гвоздевые отверстия

Толщина полотна у подковы среднего размера составляет 8 мм, ширина – 22 мм. Всего существует 13 размеров лошадиных подков, и каждому из них отвечают определенные параметры изделия: размер ветвей, ширина между пятками и в наиболее широкой части, вес, толщина и другие показатели. В продажу они поступают парами, для задних и передних копыт.

Подковы и шипы, комплект

Подковы для лошадиных копыт

Форма и величина лошадиных копыт

Указать неизменные размер и форму копыта лошади возможным не представляется, так как определять их могут самые разные факторы:

  • породная принадлежность конкретной лошади;
  • естественные природные условия страны и региона, в которых она проживает;
  • нагрузка, получаемая ее конечностями;
  • правильность ухода за копытами и т.д.

Так, например:

  • кони, которые принадлежат к тяжелым породам, имеют копыта большей величины, широкие и устойчивые;
  • легкие породистые лошади же могут похвастаться копытами небольшой величины, остроносыми и узкими.

Или еще один пример:

  • если лошадь проживает там, где очень влажно, ее копыта будут сформированы широкими;
  • если же лошадь проживает в сухом месте, копыта ее будут узкими.

С уверенностью относительно формы и размера копыт можно сказать только следующее:

  • задние копыта, как правило, имеют меньшие размеры, чем передние;
  • подошвы задних копыт чуть более вогнуты.

Форма же копыт может меняться постоянно в течение всего жизненного цикла конкретного животного.

На форму лошадиного копыта оказывает влияние множество различных факторов внешней среды, а также генотип самой лошади

На нее постоянно будут влиять такие факторы, как изменения природных условий, смена постановки ног и т.д. кроме того, большое значение имеет изначальная правильность формирования роговой основы

Для того, чтобы она развивалась, как надо, требуется уделять уходу за лошадью, и а частности, за ее копытами, большое внимание

Далее в таблице мы рассмотрим нормативные характеристики, касающиеся формы и величины лошадиных копыт.

Таблица 2. Характеристики лошадиных копыт

ПараметрПередние копыта лошадиЗадние копыта лошади
Наклон заднего сегмента стенки относительно земной поверхностиПримерно 50 градусовВ районе 55-60 градусов
Пяточная часть копыта уже зацепнойВ 2, 5 – 3 разаРовно в 2 раза
Форма каймы подошвы копытаКруглая, наибольшее расширение находится в серединеУзкая, по форме больше напоминает овал, наиболее широкий сегмент лежит на краю задней части стопы
Подошва копытаТонкослойная, практически ровная, толщина около 10 миллиметровУтолщенная, имеет вогнутый изгиб

Некоторые параметры лошадиного копыта могут меняться в зависимости от расположения данного сегмента ноги лошади относительно земли

Обратите внимание: большая часть перечисленных выше параметров будет меняться в зависимости от того, в каком именно положении будет находиться нога животного:

  • распрямленном в стойке;
  • согнутом при ходьбе или беге.

Так, при условии, что нога прямая, венчиковый сегмент копыта будет опущен, следовательно:

  • стенка станет шире;
  • подошва копыта сузится.

При условии, что лошадь подымет ногу, все вернется на круги своя.

Когда можно не подковывать

«Обувать» лошадь не всегда обязательно. Это зависит от условий работы — интенсивности, грузов, жесткости грунта. Когда копыта в хорошем состоянии, и бегает лошадь по мягкой земле, от процедуры желательно воздержаться. Раньше так и делали:

  • В VIII–IX веке в Италии и Франции ковали только лошадей, которые скакали по твердым городским дорогам.
  • На юге Российской империи рабочих коней «обували» на зиму и в распутицу. Это защищало от гололеда и размытых, скользких грунтовых дорог. Летом подковы не использовали.
  • В Монголии когда-то не водили коней к кузнецам. Местная порода отличается на редкость прочными копытами. Плюс заботились о животных мало. Хотя пастухи в других странах, например, у нас, тоже не ковали своих лошадей.

Сегодня работают те же принципы. Но иногда без ковки нельзя. Например, в спорте конь весом около 500 кг с всадником преодолевает препятствие в 1,5 м высотой. При приземлении ноги бьются о грунт с силой в десятки тонн на 1 м².

Если лошадь не подковывают, это не значит, что конечностям не требуется уход. Их все равно регулярно чистят, копыта подпиливают.

Учимся подковывать животное

Правильная подковка лошадей – это не просто умение крепко прибить подкову, но, прежде всего, умение правильно обработать копыта. Этот процесс можно смело назвать маникюром для скакуна, так как подразумевает расчистку, обрезку и подпилку ороговевшего слоя. Даже если лошадь не ковать, каждые четыре или пять недель ей нужно опиливать и чистить копыта. Если сама подкова еще не износилась, ее можно подогнать снова. Это делается либо горячим, либо холодным способом.

Интересно! Многие думают, лошадям больно, когда их подковывают, но это не так. Металлические гвозди вбиваются в ороговевший слой и абсолютно нечувствительную зону. Поэтому животное не чувствует никакого дискомфорта.

Основы для кузнеца

Работа кузнеца требует большого мастерства и ювелирной точности. Он должен уметь расчищать копыта, подпиливать, с большой точностью определять размер подковы, забывать правильно гвозди. Всего один промах – и лошадь может начать хромать. Более того, каждый кузнец должен владеть знаниями об анатомии строения конечностей лошади. Очень часто приходится решать серьезные проблемы и их исправлять с помощью подков.

Сегодня кузнеца можно найти в любом конном клубе и на любой конюшне. Также много мастеров занимаются частной деятельностью с выездом на дом. Прежде всего, у него должны быть специальные инструменты, без которых работа будет невозможной. Смотрите схему и видео. В больших конных комплексах куют лошадей в специально отведенных местах возле станка. В домашних условиях нужно будет найти сухое, хорошо освещенное и спокойное место.

Пошаговая инструкция

Прежде чем начать подковывать лошадь, копыта следует помыть, очистить специальным крючком от грязи. Только после этого можно животное подводить к станку. Большинство скакунов стоят спокойно, но возле нее не должны находится другие лошади или стоять еда. Для агрессивных и возбужденных лошадей применяют специальный станок с привязью.

Все инструменты кузнеца условно можно разделить на две группы: для изготовления подков и для заправки копыт (сапожные). Так как подковы мы будем использовать готовые, то понадобятся только сапожные инструменты. Это молоток, кусачки, триммер, рашпиль. Все их можно увидеть на фото и видео.

  1. Для того чтобы поставить новую подкову, нужно сначала снять старую. Для этого кузнец принимает правильную позу: как бы оседлывает заднюю ногу коня или подгибает переднюю, как на видео.
  2. С помощью щипцов нужно захватить барашки гвоздей и вытащить их. После снимается подкова.
  3. Теперь можно приступить к косметической части. Необходимо кромкообрезными кусачками убрать весь лишний наросший роговой слой на копыте, как показано на видео.
  4. После этого берется копытный нож и убирается все лишнее внутри: мозоли и роговая оболочка подошвы. Следует быть осторожными, чтобы не задеть мягкую ткань.
  5. Секачом подравнивается стенка копыта.
  6. Берем рашпиль и хорошенько выравниваем все неровности, как бы шлифуя внутреннюю часть. Это хорошо видно на видео.
  7. Теперь берем подкову, раскалываем ее до красного цвета и прикладываем каждую к своему копыту. Таким образом платина оставляет след на роговом слое, по которому происходит примерка. Именно так можно проверить, соответствует ли подкова по ширине и длине копыта.
  8. Если есть какие-то лишние части или выступы после примерки, их счищают и подравнивают.
  9. Теперь переходим к «переобуванию» копыт. Накладываем под подкову фальцу или резиновую прослойку, берем необходимые гвозди и прибиваем пластину к роговому слою. Выступающие концы гвоздей за верхним слоем копыта откусываются кусачками.
  10. Если есть необходимость, в последнюю очередь в специальные отверстия вкручиваются шипы.

После ковки обязательно нужно посмотреть, как двигается лошадь, не хромает ли и равномерно ли наступает на все четыре ноги. Только после этого процесс подковывания можно считать завершенным. Более подробно смотрите на видео.

Подковы Вермахта для упряжных повозочных лошадей

Кузнец шлифует и выпрямляет копыто с помощью рашпиля, где он прибивает подкову, края копыта и особенно кончик.

Задние лапы обрезаны одинаково, хотя форма задней лапы немного отличается от передней.

Намного красивее, чем раньше!

Гвозди: новые и старые. Гвозди используются только один раз, повторно их закрепить нельзя.

Наковальня.

Ящик для инструментов, который не помещался в карманах его кожаных брюк-фартуков.

А вот и карманы. У порядочного кузнеца есть отдельный нож для правой и левой руки.

Сборка стандартной подковы.

Кузнец знает размер копыт каждой лошади, которые он выковывает не в первый раз, но все же каждую подкову необходимо вручную подогнать под форму копыта.

Гвозди прибивают так: первый у кончика (передней части копыта), второй — с другой стороны, потом снова у первого, потом снова у второго.

Страшный вид: из копыта торчат когти. Но это не больно, потому что в этом месте копыто так выставлено, что нет боли — хотя копыто в этом месте живое, оно не ощущается, как будто кусочек гвоздя протыкается в том месте, где он не прикреплен к наконечнику.

Снаружи ногти загнуты.

Пока такова точка зрения.

Кончик подковы крепится к копыту молотком. Такой лепесток есть не у всех подков. На подковах для задних ног есть два таких лепестка — по одному с каждой стороны от копыта.

Основная часть ковки сделана.

Теперь используется специальный подступенок, своего рода большая железная булавка, на которую кузнец ставит ногу лошади. Для передней ноги шпилька располагается перед промежностью, а для задней ноги — немного сбоку от живота. Удивительно, но лошади очень спокойно стоят на этой булавке, некоторые с удовольствием в это время грызут или вылизывают потную одежду кузнеца или вылизывают им волосы.

Концы ногтей удаляются специальным инструментом.

Теперь они не выступают, их «раздавили» у основания специальными полукруглыми «пассатижами.

Рашпиль используется для сравнения краев копыта и подковы.

У современного кузнеца есть небольшая мобильная кузница с множеством инструментов. А в аптечке есть легкий препарат для особо жестоких, кто боится, не любит или не может стоять на месте во время ковки.

Подковы необходимы полицейским патрульным лошадям с шипами. Кузнец проделывает в подкове отверстия для шипов.

И нитки в дырочки.

Затем вверните пробки.

Готовая подкова, в которой не опасно ходить по каменным улочкам старинного европейского города.

Осталось только прибить его к лошади. Также вам придется ковать на всех четырех ногах.

А это подкова для лошади, которая предохраняла его от обострений после старых травм, не давала сдвинуться с места «сколам», маленькому кусочку кости, сломанному после травмы. Есть готовые ортопедические подковы, но их изготовил сам кузнец, приварив часть одной подковы к другой.

Государственный стандарт на «Подковы» (ГОСТ 54 / 08-77) — это документ, определяющий качество, размер, правила приема и упаковки подков. Стандартные подковы изготавливаются из стали определенной марки, профиля и качества. Качество этой стали позволяет изменять контур подковы без ее предварительного нагрева, т.е производить холодную адаптацию подковы.

В готовом виде подкова представляет собой изогнутую пластину по форме подошвенного края роговой капсулы копыта. На подкове различают: 1) две ветви — внешняя и внутренняя 2) две поверхности — верхняя и нижняя 3) две кромки (боковые поверхности) — внешняя и внутренняя 4) след от ногтей, 5) отверстия для ногтей 6) отворот.

Кроме того, подкова делится на части, соответствующие разделению стены: 1) перед, или крючок 2) side (сторона 3) спинка или пятка.

Верхняя поверхность подковы состоит из двух частей: внешней и внутренней. Чуть более крупная внешняя часть поддерживает подошвенный край роговой стенки, белую линию и край подошвы стопы. Эта поверхность должна быть идеально ровной и ровной; ветви подковы должны лежать в одной плоскости.Неровности и скосы верхней поверхности наружу или внутрь вызывают медленную адаптацию подковы и неравномерное распределение веса тела на копыте.

Внутренняя часть верхней поверхности постепенно сглаживается к внутреннему краю подковы и называется витком. Глубина витка со стороны внутреннего края должна составлять 1/3 толщины подковы и заканчиваться на расстоянии 30-40 мм от концов ветвей. В настоящее время подковы изготавливаются без катушки, с плоской горизонтальной верхней поверхностью

Низ подковы горизонтальный. По внешнему краю имеется выемка — след гвоздей: сбоку от этой поверхности подкова стирается, особенно в ее крючковой части.

Иногда на нижней поверхности подковы делают скос по направлению к ее внутреннему краю (встречный валок). Наличие встречного ветра помогает отбрасывать мелкие камни, предотвращает прилипание грязи и мокрого снега к подошвенной поверхности копыта, обеспечивает большую прочность конечностей и в некоторой степени защищает лошадей от ударов молота.

Края (боковые поверхности) подковы (особенно внешний со стороны соседней конечности) должны быть гладкими, однородными, без выступов во избежание травматических повреждений.

Подковообразная манжета представляет собой тонкую полукруглую пластину высотой 1,5 см и шириной 2 см, натянутую перед внешним краем кончика подковы. Он каким-то образом защищает стенку зацепа от повреждений, облегчает надевание обуви и предотвращает ее движение назад при движении лошади.

Толщина подковообразных ветвей должна быть равна толщине роговой стенки. Ширина подковообразных ветвей должна соответствовать удвоенной ширине подошвенного края стенки роговицы вместе с белой линией.

След гвоздя прорывается по внешнему краю нижней поверхности подковы на 0,5-0,75 ее толщины; в нее помещаются шляпки подковообразных гвоздей, которые должны быть плотно заклинены. В связи с этим форма рейки должна точно соответствовать форме шляпки подковообразного гвоздя. В носочной и пяточной частях подковы подковообразные гвозди не забиваются, и в этих местах не остается следов.

Отверстия от гвоздей — важная часть подковы, поэтому особое внимание следует уделить их расположению, размеру и форме. Неправильно просверленные отверстия для ногтей могут привести к повреждению тканей, расположенных под капсулой роговицы во время ковки. Такое повреждение называется деформацией.

Передняя и задняя части стопы имеют разную форму из-за разных контуров подошвенного края копыт. В переднем башмаке наиболее широкая часть закругления находится посередине ветвей, в заднем — на границе их средней и задней третей. Поскольку подошвенный край внешней половины копыта более округлый, а внутренний более прямой, внешний край подковы более округлый, чем внутренний. Последняя характеристика также определяет форму подковы для правого и левого копыт.

Но специальные подковы для правого и левого копыта фабрики не производят. Таким образом, в процессе подковки каждой подкове придается соответствующая форма.

По размеру копыт выпускают подковы 13 размеров: No. 0, нет. 00, нет. 1, вып. 2, вып. 3, вып. 4, вып. 5, вып. 6, вып. 7, вып. 8. На верхней поверхности подковы размещается номер подковы, знак, для которой она предназначена («П» — передняя, ​​«3» — задняя.

Для очень маленьких копыт выбираются подковы №0 и №00, для маленьких — №1 и №2, для средних — №2, №2,5, №3, для больших — остальные номера.

История подковы: Приметы и суеверия связанные с подковами

История подковы стара, как стар сам союз человека и лошади. Кто и зачем придумал подковы? В природе лошади ходили босиком, так почему же пришлось обувать домашних? И почему такой незатейливый предмет оброс множеством легенд и суеверий, которые актуальны для многих людей и по сей день?

Дикие лошади не знают подков и прекрасно себя чувствуют, так почему же нужно ковать домашнюю лошадь? В отличие от домашних собратьев, лошади, живущие на свободе, скачут всю жизнь по определенному типу грунта.

Копыта диких лошадей, живущих на одной территории много поколений, равномерно стачиваются и отрастают, при этом твердость копыт степных и горных лошадей сильно отличается.

Домашняя лошадь вынуждена ходить по твердому грунту, поэтому ее копыта от этого быстро изнашиваются, животное испытывает болезненные ощущения, начинает хромать.

История подковы

Попытки защитить ноги лошади от износа и ударов о твердый грунт всадники начали предпринимать сразу, как столкнулись с проблемой. Несмотря на свою кажущуюся простоту, подкова обрела современный вид далеко не сразу. Чтобы сохранить копыто, было изобретено немало приспособлений.

Известно, что первая лошадиная «обувь» представляла собой чулок или башмак, сплетенный из лыка, тростника, кожи или растительных волокон. Крепилось приспособление веревками или ремнями под щеткой.

Правда, вскоре от башмаков пришлось отказаться: они были недостаточно прочными, а под ремнями часто возникали дерматиты.

Впервые использовать металл для предохранения копыт лошадей люди начали еще в первом веке нашей эры, но это были те же башмаки, только металлические. Они хоть и были прочны, но также неудобны для лошади, поэтому не прижилась.

Древние римляне сами обувались в сандалии, поэтому придумали специальные сандалии для лошадей. Они представляли собой металлические пластины овальной формы. Для крепления к копыту на гиппосандалиях были предусмотрены крючки, дужки, ушки или кольца для крепления веревкой или ремнем. Подобные приспособления защищали также копыта мулов — мулосандалии, и быков — бососандалии.

Принято считать, что традиция крепить железо к копытам гвоздями зародилась в Скандинавии. Первыми начали подковывать таким способом своих лошадей галлы и кельты, а уже в VI веке гвозди начали набирать популярность по всей Европе.

Инновационные способы защиты конских копыт были сродни военной тайны: ведь итог огромного количества сражений зависел именно от здоровья лошадей.

Считается, что одной из причин поражений Александра Великого стали проблемы с копытами коней. А Наполеон потерял большую часть своего войска лишь потому, что лошадей не «переобули» в зимние подковы.

Поэтому не удивительно, что подковам в прошлом часто приписывалось не просто очень важное, а мистическое значение.

В России ковочное дело начало развиваться на государственном уровне после Указа Петра I 1715 года: «В Москве и губерниях сыскать кузнецов добрых, взять во всякую губернию по два человека и велеть им учить кузнечному делу русских…». В 1732 году в селе Хорошево под Москвой была открыта первая в Европе коновальная школа.

Подкова на счастье

Вера в счастливые качества лошадиной подковы — одно из наиболее распространенных современных суеверий среди многих народов, независимо от вероисповедания. Христиане, мусульмане, буддисты и атеисты верят, что подкова приносит счастье в дом, однако далеко не каждый знает, откуда пошло это поверье. Существует множество интересных легенд.

По одной из версий, примета о том, что подкова приносит счастье, зародилась в Древнем Египте. Лошадей для колесниц Фараона ковали золотыми подковами и, если одна из лошадей теряла подкову, человек, поднявший ее, действительно, был счастлив.

Поверье, что подкова может защитить от злых сил, могло возникнуть из легенды о Святом Дунстане и дьяволе. Однажды к святому, известному кузнецу, явился дьявол и попросил подковать копыто.

Святой Дунстан не отказал в просьбе, а когда начал ковать, дьявол запросил пощады.

Перед тем, как освободить прикованного, Святой заставил его поклясться, что Нечистый никогда не войдет в помещение, где висит подкова.

Также существует версия, что веру в защитные силы подковы разнесли по Европе римские завоеватели – они считали, что зло можно пригвоздить к чему-либо.

А вот более прозаическое объяснение. Раньше металл стоил очень дорого, поэтому найденной подкове радовались, как возможности сделать из нее полезные в быту вещи.

Откуда бы ни пришла вера в чудесные силы подковы, она очень прочно укоренилась в народных умах и популярно по сей день.

Например, жители британского Суффолка не решились довериться святой воде, и зарыли подкову в портале Стейнинфилдской церкви, чтобы отогнать дьявола.

В начале прошлого века одним из самых добрых пожеланий близким людям было «Пусть ваш порог никогда не лишится своей подковы!»

Не обошла вера в подкову и великие умы. Например, адмирал Нельсон прибил подкову к мачте флагманского судна «Виктория».

И, конечно, особое отношение к подковам у тех, чьи работа или увлечение связаны с лошадьми. Например, многие жокеи хранят подковы, которые были на лошади в день ее победы на соревнованиях. Многие ипподромы делают целые выставки таких счастливых подков – на них наносят гравировкой имя лошади, всадника и данные о гонке.

Источник: Конноспортивный комплекс «Левадия»

17.02.2012

Источник: https://sueverie.net/istoriya-podkovy-primety-i-sueveriya-svyazannye-s-podkovami.html

Процесс выполнения ковки

Куют лошадей раз в 1-2 месяца в зависимости от вида работы и нагрузки. Как и обувь для человека, подкова должна умело подбираться и крепиться. Но даже без металлической «обуви» лошадям делают «маникюр» каждые 4-5 недель. Сюда входит обязательная чистка копыта кузнецом, обрезка и подпиливание края.

Последовательность выполнения ковки:

  1. Подготовительный этап. Конь фиксируется на развязках за недоуздок, либо его удерживают руками возле кузнечного станка. Перед тем как подковать лошадь, копыта предварительно моются и расчищаются специальным крючком и жесткой щеткой.
  2. Снятие старой подковы (если есть). Кузнец вытаскивает гвозди, поддевая барашки щипцами. В работе используется специальная позиция — кузнец оседлывает ногу коня, зажимая ее коленями.
  3. Косметическая часть. Копытным ножом счищают и срезают наросший роговой слой подошвы. Работы выполняются аккуратно, чтобы не задеть чувствительную мягкую ткань. Затем клещами или кромкообрезными кусачками удаляется наросший слой с края копыта. Эта процедура напоминает обрезку ногтей. Завершающий этап — шлифовка копыта и выравнивание неровностей с помощью рашпиля.
  4. Примерка и подгонка. Чтобы подкова правильно села, ее нужно подогнать под копыто. Для этого используется холодный или горячий метод. Холодный — подкова прикладывается к подошве и затем без разогрева подгоняется кувалдой до нужной формы. Горячий метод — подкова раскаляется в специальной печи до +800…+1200°С, прикладывается к копыту. По следу на роговом слое происходит примерка: все выступающие части счищаются, подгоняется пластина.
  5. Крепление. Металлическую пластину кузнец крепит на гвозди для подковки лошадей. Под нее накладывается фальца или специальная прослойка (можно и без нее). Если необходимо, в специальные отверстия вкручиваются шипы.
  6. Завершающий этап. Края выступающих гвоздей с наружной стороны копыта подгибают вниз и обрезают щипцами. Рашпилем подпиливают верхний роговой слой и зазубрины. Копыто смазывается специальной пропиткой.

После ковки лошадь обязательно нужно поводить, чтобы проверить движения, не хромает ли и равномерно ли распределяется нагрузка на все 4 ноги. Важно помнить, что неправильная ковка или некачественно выполненная процедура может стать причиной разрушения и деформации копыта.

Как правильно производить подковку

Подковыванием лошади занимаются специально обученные люди — ковали. Они знают, как правильно подковать домашнего коня, какие есть виды подков, сколько они продержатся и как при этом не сделать животному больно. Обычно хорошие специалисты занимаются как и изготовлением, так и подковкой животных. Они работают в конноспортивных клубах и нередко за отдельную плату могут оказать такую услугу на выезде.

На самом деле все на так просто, как кажется на первый взгляд. Ковка — это работа, требующая немалой физической силы и нервной устойчивости. Иногда она может быть травмоопасна, если лошадь нервничает или не приучена к подковке, поэтому на первом этапе этого процесса лошадь нужно зафиксировать. Спокойную лошадь обычно привязывают за недоуздок. Если же животное нервное и буйное, то его придется поставить в станок.

Как подковать лошадь правильно? Конечно, подковку начинают с измерения копыта, которое переносится на специальную стальную планку. Затем эту планку обрезают до нужных размеров, согревают и охлаждают в воде, после чего постепенно обрабатывают концы. Затем эту заготовку нагревают еще раз, но уже без охлаждения, придавая ей нужную форму. Но на этом работа не заканчивается, так как такая набойка еще не имеет отверстия для гвоздей. Для того чтобы сделать такие отверстия, размечают канавку, это обычно делают циркулем. Затем изделие еще раз разогревают и пробивают отверстия под гвозди (ухнали). После этого уже готовую подкову шлифуют, чтобы избежать нежелательной травмы лошади. Только по исполнению всех мер безопасности лошадь начинают подковывать.

Этапы ковки лошадей

Если это не молодая лошадь и она уже имеет набойку, то старую подкову нужно удалить. Для этого существуют специальные инструменты: ковочный молоток, обсечки и клещи. Если в подкове коня остаются сломанные гвозди, их обязательно удаляют. Как бы плотно ни прилегала набойка, если щель остается и туда попадает мусор, проводят расчистку копыта. Для этого используют копытный крючок и щетку. Также на этом этапе копытному рогу, если он был деформирован, придается правильная форма. Теперь можно снять мерки, чтобы узнать, какой номер нужен лошади. Для этого копыто измеряется по длине, ширине между стенками и на пятках. Часто бывает так, что подкова не идеально подходит к копыту, так как каждая лошадка уникальна. В таком случае коваль дорабатывает ее на наковальне. Подкова укладывается на копыто и очень аккуратно крепится гвоздями. Гвозди, которые вышли наружу обрезаются около копытного рога, затем под них ставят специальные клещи и молотком зажимают, чтобы подтянуть набойку и копыту. Далее острые края шлифуются рашпилем.

Следует быть очень внимательными и осторожными, так как неправильная набойка и сама установка могут оставить лошадь инвалидом. Чтобы самому подковывать своего любимца, нужно поучиться у опытного и грамотного коваля, а еще лучше первые попытки осуществлять под присмотром специалиста.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]